Терапия игрой понятие виды методы и средства примеры

Содержание

Терапия игрой: понятие, виды, методы и средства, примеры

Терапия игрой в современной психологии пока еще относительно молодая отрасль. Основная работа в данном направлении осуществляется, как правило, с детьми.

Возникла терапия игрой в недрах психоанализа в первой половине 20 в. Но в качестве практической методики она была озвучена и воплощена в жизнь лишь в 1992 г.

Метод психологической коррекции

Терапия игрой является способом воздействия на личность, который основан на принципах динамики ее психического развития. Данный метод призван облегчить эмоциональный стресс человека при использовании разнообразных средств, дающих людям различного возраста пищу для воображения.

Задачи терапии игрой

Какие цели преследует данный метод психологической коррекции? Среди основных задач игротерапии, которая является одним из видов арт-терапии, выделяют:

  • облегчение психологических страданий ребенка;
  • развитие у маленького пациента чувства самооценки и укрепление в нем собственного «Я»;
  • восстановление доверия к сверстникам и взрослым с оптимизацией отношений с ними;
  • развитие способности к эмоциональной саморегуляции;
  • предупреждение и коррекция различных деформаций при формировании «Я-концепции»;
  • профилактика и коррекция отклонений в поведении.

Особенность игровой терапии

Психокоррекционные занятия, проводимые по данной методике, способны произвести свой положительный эффект благодаря тому, что между взрослыми и детьми в процессе их проведения устанавливается положительная эмоциональная связь. При этом учитывается такая особенность игры, как ее двуплановость, обуславливающая развивающее воздействие. Целью подобной коррекции является организация помощи в утверждении чувства собственной ценности, своего «Я».

Каждый ребенок является уникальным. Как и всякая личность, он имеет свои внутренние источники саморазвития. С помощью игры подавляются страхи и негативные эмоции, а также неуверенность в себе. При этом дети расширяют свои способности к общению и значительно увеличивают диапазон доступных им действий с предметами.

Игротерапия обладает также определенными неспецифическими эффектами, позволяющими оказать позитивное влияние на умственное развитие ребенка. Оказываются они при снятии эмоционального напряжения, что позволяет детям более адекватно и полно реализовывать имеющиеся у них способности.

При грамотно проводимых занятиях ребенок способен понять свои чувства и определиться с тем, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Функции игротерапии

Деятельность по коррекции психологического состояния ребенка необходима для:

Виды и формы занятий

Существует множество критериев, согласно которым производится классификация методов игротерапии. Так, в зависимости от той позиции, которую занимают во время занятий взрослые, она бывает:

  1. Директивной. Подобная игротерапия представляет собой направленный процесс. В нем взрослый для ребенка является организатором. Маленькому пациенту при этом предлагаются уже готовые варианты решений предложенной проблемы. В процессе игры ребенок самостоятельно приходит к пониманию собственных конфликтов и себя.
  2. Недирективной. Эта игровая терапия является ненаправленной. Во время ее проведения задача взрослого состоит в том, чтобы постараться не вмешиваться в занятие, создав при этом вокруг маленького пациента теплую и уютную атмосферу доверия и надежности.

Различают игротерапию и по той структуре, которой обладают материалы для ее проведения. При этом занятия бывают:

Выделяют различные виды игротерапии и по форме, которая была применена при организации процесса. В этом перечне находятся занятия:

  • групповые;
  • индивидуальные.

Терапия игрой понятие виды методы и средства примеры

Какой из видов игротерапирии лучше всего использовать психологам?

Тот, который позволит найти оптимальный путь для решения поставленных задач и достижения необходимых целей, стоящих перед специалистами.

Групповые занятия

Для того чтобы определиться с необходимым видом игротерапии, педагог в каждом конкретном случае должен проанализировать потребность детей в общении. В том случае, если она пока еще не сформирована, занятия должны быть индивидуальными. Если с этим все в порядке, то самой предпочтительной формой игротерапии явится групповая. Она позволит детям спокойно общаться друг с другом и наиболее полно раскрываться при этом.

При использовании игровой терапии у каждого ребенка, входящего в группу, вырабатывается:

  • положительная «Я»-концепция;
  • ответственность за поступки;
  • навыки самоконтроля;
  • способность к принятию самостоятельных решений;
  • вера в собственное «Я».

Со временем на смену неструктурированной игровой терапии приходит структурированная. Этот вид занятий позволяет дошкольникам начать свободнее выражать свои чувства и волнения, вплоть до наиболее агрессивных. Это позволит психологу легче отслеживать и корректировать их.

Средства для занятий

Комната для проведения игротерапии должна быть оборудована столиками, имеющими деревянную столешницу. Хорошо, если в ней будут установлены горки с выдвижными ящиками, на поверхности которых можно будет рисовать, а после стирать изображения.

Также в комнате для такой терапии необходимо наличие следующих игрушек и материалов:

  1. Кукол, транспортных средств, домиков, марионеток, кассы и проч. Все они позволят передавать реальность окружающего мира.
  2. Красок с пюпитром, кубиков, воды, песка, глины. Эти материалы необходимы для ослабления эмоций и самовыражения ребенка в творчестве.
  3. Резинового ножа, солдатиков, хищных животных, ружей. Эти игрушки позволят дать возможность отреагировать на агрессию.

Рассмотрим примеры игр для занятий с дошкольниками.

Песочная терапия

Песочная терапия (игры с песком) содержит в себе гимнастику для рук, актерское мастерство, воплощение фантазий и многое другое из того, что положительно влияет на ребенка, развивает его чувствительные навыки и стимулирует познавательные процессы. Помимо этого, данное направление позволяет малышу соотносить свои действия с реальной жизнью, устранять мышечное напряжение, улучшать зрение, учить буквы, развивать слух, приобретать навыки чтения и письма.

Далее песок рекомендуется прощупать подушечками пальцев. Его можно также посыпать сверху на ладошку. При этом ребенок должен объяснить, приятно это ему или нет. Подобное упражнение призвано научить ребенка исследовать заданный объект руками и прислушиваться к собственным ощущениям. Для снятия эмоционального напряжения игры должны проводиться в спокойной обстановке. Это также позволит маленькому пациенту сконцентрировать внимание.

Настольные игры

Занятия с детьми могут быть не только подвижными. Возможно также использование настольных игр. Как арт-терапия они способствуют развитию способностей ребенка и его личностных качеств. Помимо этого, в них игра сочетается с обучением. Именно поэтому проведение подобных занятий способно стать замечательным образовательным средством для дошкольников.

Среди основных преимуществ таких занятий является отсутствие необходимости в игровых площадках и сложном инвентаре. Для них понадобится только стол и все необходимые предметы (кубики, фишки, карточки и т. д.). Такие игры имеют следующие плюсы:

Терапия игрой понятие виды методы и средства примеры

  • обучают дошкольников распознавать, а после и запоминать самые различные явления и предметы, развивают внимание ребенка и расширяют словарный запас, делая это в интересной и красочной форме;
  • готовят малыша к жизни, предлагая ему те или иные проблемы, решая которые малыш развивает свои умения и навыки, приобретая жизненный опыт;
  • способствуют улучшению скорости реакции, ловкости, координации движения и глазомера.

Таким образом, «Шопинг-терапия» — игра, которая представляет собой интересное и захватывающее развлечение. Здесь каждая из участниц ощутит себя так, словно она попала в настоящий торговый центр, где за деньги ей предлагается купить все что хочется.

В комплектацию игры входит само игровое поле, а также 60 красных и 24 желтых жетона. К ним прилагается 4 паспорта, 60 банкнот, кубик для ходов, 72 карты, а также 20 карт «Экскурсия». Присутствуют в комплекте и правила игры

Арт-терапия и компьютер

Современный человек живет в мире новейших цифровых технологий. Именно поэтому компьютеры стали неотъемлемой частью нашей повседневности.

По мнению специалистов, современные дети взрослеют намного быстрее, чем это было, предположим, 10 лет назад. С техникой они знакомятся уже с самого раннего возраста, прекрасно управляясь с планшетами и ноутбуками лучше своих бабушек и дедушек.

Компьютер сегодня – неотъемлемая часть учебы. И это касается не только образования, получаемого в институте и в школе. Используются гаджеты и для тех детей, которые посещают ДОУ. Разработчиками создано множество компьютерных игр, способствующих развитию памяти и внимания, помогающих ребенку научиться считать и выучить буквы. Используется ПК и при психокоррекционной работе с детьми.

Источник: http://fb.ru/article/395760/terapiya-igroy-ponyatie-vidyi-metodyi-i-sredstva-primeryi

Игротерапия – решайте проблемы, играя

Игра является ведущим видом деятельности с раннего детского возраста. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире, с ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Значит, малышу будет легче учиться, осваивать новые виды деятельности. Именно признание важнейшего влияния игры на формирование личности позволило создать эффективную систему методов психотерапевтического воздействия на человека – игротерапию.

Понятие игровой терапии

Функции игротерапии

Игровая деятельность осуществляет три функции, которые важны для успешной работы специалиста с дошкольником в детском саду.

Показания к применению игротерапии

Работа психолога в детском саду с дошкольниками является очень важной. Он должен своевременно определить необходимость проведения сеансов игротерапии с отдельными детьми или группами. Как показала мировая практика, игровая терапия справляется со множеством диагнозов, кроме самых сложных случаев – полного аутизма или же неконтактной шизофрении. Поэтому рекомендована игротерапия, если есть следующие показания:

  • замкнутость и нежелание, невозможность общаться;
  • фобии и инфантилизм;
  • вредные привычки и асоциальность поведения;
  • сверхпослушание со сверхконформностью и т.д.

Задача психолога – познакомиться с ребенком, подобрать все необходимые методы, которые окажутся ему полезными.

Основные виды и формы игротерапии

Существует несколько критериев, по которым классифицируется игротерапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой деятельности.

1. В зависимости от роли в игре взрослого:

  • директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов.
  • недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия.

Терапия игрой понятие виды методы и средства примеры

2. По структуре материалов для игры:

  • структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);
  • неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.

3. По форме организации процесса:

На занятиях в детском саду психологами используется игровая терапия той формы, которая оптимальна для достижения целей и задач, стоящих перед ними.

Групповая игротерапия

  • сексуальное развитие, опережающее возрастные нормы;
  • излишняя агрессивность, которую сложно унять;
  • стрессовое состояние, в котором малыш может находиться на момент наблюдений за его игрой;
  • асоциальное поведение, из-за проявлений которого могут пострадать окружающие дети;
  • детская ревность.

  • становление положительной «Я-концепции»;
  • воспитание ответственности за поступки;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • закрепление способности принятия самостоятельных решений;
  • обретение веры в собственное «Я».

Постепенно игровая терапия неструктурированная сменяются структурированной, позволяющей дошкольнику свободнее выражать свои волнения, чувства, вплоть до самых агрессивных. Значит, психологу будет легче их отслеживать и корректировать.

Игровая комната в образовательном учреждении

В детском саду, который отвечает современным запросам родителей, должна быть оборудована специальная комната для работы психолога с детьми. Для достижения оптимального эффекта от занятий она должна соответствовать определенным критериям.

Требования к размерам, оформлению комнаты

Требования к оборудованию

Жестко прикрепленные к стенам полки для игрушек размещаются не выше 1 м от пола: малыши должны иметь возможность проявить самостоятельность, при этом не навредив себе. Идеально, если к комнате для занятий примыкает маленькая ванная комната. Оборудуется помещение столиками с деревянной поверхностью. Хороши также горки с выдвижными ящиками, особенно если на их поверхности можно рисовать и стирать. Комната для занятий в детском саду оснащается следующими группами игрушек:

  • передающие реальный окружающий мир – семья кукол, домик, транспорт, касса, марионетки;
  • для самовыражения в творчестве и ослабления эмоций – глина, песок, вода, кубики, краски с палитрой;
  • дающие возможность отреагировать агрессию – ружья, хищные животные, солдатики, резиновый нож.


Терапия игрой понятие виды методы и средства примеры

Примеры упражнений для занятий в детском саду

Игротерапия применяется очень часто для преодоления детских страхов. Приведем несколько упражнений, которые направлены на эти цели.

Жмурки. Позволяют дошкольникам справиться с боязнью темноты и замкнутого пространства. С завязанными глазами ведущий должен поймать кого-либо из играющих, на ощупь его узнать, четко назвав имя.

Большой пес. Помогает справиться со страхом перед животными, неуверенностью. На стул усаживается ведущий, который изображает лохматое животное, притворяясь, будто спит. Остальные детки подходят медленно, будят его четверостишием:

Посмотрите – страшный пес

Спит, уткнувши в лапы нос.

А давайте-ка, разбудим:

Мы узнаем, что же будет.

Пес на последних словах должен проснуться и броситься ловить детей. Их задача – убежать, не стать пойманными.

Примеры игр для дома

Естественно, что полноценные занятия должен проводить специалист, но родители могут оказать неоценимую помощь ребенку, общаясь и играя с ним. Чем можно занять дошкольника вне детского сада? На помощь придут всем нам знакомые упражнения.

Забавы в песочнице. В песочнице, во время игр на свежем воздухе моделируются из влажного песка с помощью разных формочек, лопаток самые причудливые формы.

Магическое зеркало. Сидя напротив, малыш и мама (папа) повторяют друг за другом жесты и мимику, как отражения в зеркале.

Снеговики. Родители с ребенком изображают из себя снеговиков, постепенно тающих вплоть до самой лужи.

Болото. Можно вырезать из бумаги специальные кочки, размером с две ступни, а можно воспользоваться просто газетами и устраивать гонки по комнате, перемещаясь только по таким безопасным местечкам, стараясь не попасть на пол, ставший болотом.

Подобная игровая терапия не отнимает много времени дома, но приносит много пользы. Таких игр существует большое количество. Совместные усилия специалистов в детском саду и родителей должны быть скоординированы, направлены на оказание эффективной помощи ребенку для преодоления его трудностей. Игротерапия является очень эффективным инструментом для этих целей. Главное – не оставлять малыша один на один с его страхами и проблемами, вовремя диагностировать их наличие у ребенка, оказать действенную помощь.

Источник: http://szabotoi.ru/detskaya-psihologiya/igroterapiya

«Игровая терапия как искусство отношений (Г.Л. Лэндретт)»

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре.

«Игровая терапия как искусство отношений (Г.Л. Лэндретт)»

Общение детей посредством игры

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика.

Игра в терапевтическом процессе

Терапия игрой понятие виды методы и средства примеры

В соответствии с определением игры, игровая терапия определяется как динамическая система межличностных отношений между ребенком и терапевтом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры – естественного для ребенка средства коммуникации.

Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Эту попытку ребенка обрести контроль над ситуацией Фрэнк объясняет так:

Стадии процесса игровой терапии

Анализируя случаи работы с детьми, страдающими различными нарушениями, Муштакас заметил, что дети проходят определенные стадии терапевтического процесса:

а) диффузные негативные чувства, выраженные в разных точках игры ребенка;

б) амбивалентные чувства, общая тревожность и враждебность;

в) прямые негативные чувства, направленные против родителей, сиблингов (братья

и/или сестры), других людей или выражаемые в особых регрессивных формах

г) амбивалентные чувства, позитивные или негативные, к родителям, сиблингам или другим людям;

д) ясные, четкие, выделенные обычно реалистические позитивные и негативные установки; при этом в игре доминируют позитивные установки.

Как замечает Муштакас, установки у ребенка с нарушениями, будь то страх, тревога или другие негативные образования, – все они проходят эти стадии по мере развития процесса игровой терапии. Он подтверждает, что межличностные отношения позволяют ребенку выразить и исследовать эмоциональный процесс на различных уровнях и таким образом способствуют его эмоциональному созреванию и росту.

В одном из наиболее полных исследований процесса игровой терапии Хендрикс дает описательный анализ процесса игровой терапии, центрированной на клиенте. Она обнаружила, что ребенок на сеансах:

1 – 4 проявляет любопытство, углубляется в исследовательскую, бессистемную и творческую игру, делает простые, описательные и информационные замечания, и выражает одновременно радость и тревогу;

5 – 8 продолжает исследовательскую, бессистемную, творческую игру, возрастает общая агрессивная направленность игры, по-прежнему выражаются радость и тревога; очевидны спонтанные реакции;

9 – 12 исследовательская, бессистемная и агрессивная игра уменьшается, увеличивается игра, направленная на установление отношений, творчество и радость доминируют, вербальное взаимодействие с терапевтом возрастает и выдается больше информации о семье и себе самом;

13 – 16 преобладают творческие игры и игры, направленные на установление отношений, доля агрессивных игр уменьшается, возрастают случаи выражения счастья, волнения, отвращения, недоверчивости;

17 – 20 преобладает разыгрывание сценок и ролевая игра, агрессивные высказывания продолжаются, усиливается построение отношений с терапевтом, доминирующей эмоцией становится радость; ребенок продолжает сообщать сведения о себе и о семье;

21 – 24 преобладают игры, направленные на построение отношений, а также драматические и ролевые игры, возрастает число игр с изображением несчастных случаев.

Цели и задачи игротерапии

В общем смысле цели игровой терапии, центрированной на ребенке, согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации.

Цель игровой терапии , центрированной на ребенке, помочь ему:

1) развить более позитивную Я-концепцию;

2) стать более ответственным в своих действиях и поступках;

3) стать более самоуправляемым;

Терапия игрой понятие виды методы и средства примеры

4) выработать большую способность к самопринятию;

5) в большей степени полагаться на самого себя;

6) выработать способность к самостоятельному принятию решений;

7) овладеть чувством контроля;

8) развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

9) развить внутренний источник оценки;

10) обрести веру в самого себя.

Игротерапевт, центрированный на ребенке, не пытается сформулировать цели, к достижению которых должен стремиться ребенок, но он должен поставить своей целью развитие терапевтических отношений с ребенком.

Игротерапевту необходимо решить следующие задачи:

Психоанализ и игровая терапия

Психотерапевтическая работа с детьми и использование игры в терапии восходит к клиническому случаю маленького Ганса, описанного Зигмундом Фрейдом в 1909 году. Фрейд видел Ганса только однажды во время короткого визита, и лечение состояло в том, что он посоветовал отцу мальчика, как реагировать на поведение мальчика, основываясь на своих наблюдениях за игрой Ганса.

Маленький Ганс – это первый описанный случай, в котором трудности ребенка относятся за счет эмоциональных причин. Сегодня, когда эмоциональные факты с такой готовностью принимаются, вероятно трудно оценить значение этой новой для того времени концепцией психологических нарушений у детей. Рейзман указывал, что на заре двадцатого века специалисты обычно считали, что на нарушения у детей возникают, как результат недостатков в обучении и воспитании.

Вслед за работой Фрейда с Гансом, Гермина Хаг-Хельмуд стала, видимо, одним из первых терапевтов, утверждающих, что игра является наиболее ответственным моментом в психоанализе ребенка, и предложивших детям, с которыми проводилась терапия, игрушки, для того чтобы они могли выразить себя. Хотя хронологически ее работы предшествуют работам Анны Фрейд и Мелани Клейн, она не сформулировала какого-либо определенного терапевтического подхода и использовала игровые материалы только с детьми старше шести лет.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/20/igrovaya-terapiya-kak-iskusstvo-otnosheniy-gl-lendrett

Игротерапия (игровая терапия), что такое игра в психологии

Сегодня, на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ, Вы, уважаемые посетители, узнаете что такое игра в психологии и психотерапии. И как проводится игротерапия (игровая терапия) в кабинете психолога и в домашних условиях.
(не путайте конструктивные психотерапевтические игры с деструктивными психологическими играми в реальной жизни)

Игротерапия (игровая терапия) для взрослых и детей — что такое игра

В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 3-7 лет они начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

[pullquote-left]«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо сооружения».
— Платон (427 − 347 до н. э.)[/pullquote-left]

Почему-то уже в школьном возрасте этот один из самых эффективных методов обучения забывается, и человек практически не возвращается к нему больше никогда.

В чем обучающий и терапевтический эффект игры (игротерапии)? В том, что действие происходит «понарошку», можно отбросить довлеющие социальные роли и побыть самим собой.

Игротерапия – выстраивает определенную модель жизни, которая помогает тем, кто учасвствует в игре, взрослым или детям, прожить жизнь и познать все законы жизни, осознать и развить собственные стратегии отношения ко всем аспектам жизни: предназначению, семье, целям, здоровью, финансам…

Игровая терапия выступает, таким образом, как активный творческий процесс межличностного взаимодействия участников в группе, включая в себя развитие, обыгрывание некого сюжета — ситуации, формат которой задается самой игрой.

Терапия игрой понятие виды методы и средства примеры

В психотерапевтических играх задача человека (взрослого или ребенка) прожить жизнь, но не просто прожить, а достичь определенной цели, то есть «осветить» свою жизнь высшим смыслом.

[pullquote-right]Виктор Франкл в свое работе «Человек в поисках смысла» утверждает: «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, — поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме.»[/pullquote-right]

Нельзя не согласиться с великим психологом и психиатром, прошедшим ад концентрационных лагерей. Потеря человеком смысла жизни, является чуть ли не главной потерей в жизни.

В наше время забота государства, развитие цивилизации отодвинуло такие важные в прошлом задачи, как выживание, добыча пропитания, крыши над головой, забота о сохранении потомства на второй план. Современный уровень развития здравоохранения, социальной поддержки позволяет не концентрироваться на нижних уровнях пирамиды А. Маслоу. И перед человеком встает проблема, а ради чего собственно жить? Что является движущей силой в жизни.

Игротерапия дает каждому шанс задуматься о смысле жизни, о том, для кого, для чего человек живет и зачем.

Кроме этого в игровой терапии человек решает множество задач, коррелирующих с реальностью жизни, отношение к семье, к работе, к духовному развитию и так далее.

Игровая терапия (игротерапия)

В каждой из этих сфер есть цели – то что мы пока не имеем, но хотим иметь в будущем. Все цели объединены общей целью – того, ради чего стоит жить, того, что дает радость жизни. И конечно, желаемое хочется иметь уже в ближайшем будущем. И хочется, чтобы сам путь достижения целей был приятным, чтобы нам сопутствовала удача и везение.

Но иногда, мы делаем много действий, тратим много сил и времени на работу, реализацию желаемого, а ОНО не приближается или что самое печальное может стать еще хуже.

Хочется в эти моменты совершить переход на качественно новый уровень жизни, перелететь из текущей реальности в новую желаемую. А для этого необходимо совершить трансформацию сознания, переключиться на новые ритмы жизни, подготовить себя к новому.

С помощью игровой терапии можно построить свое будущее, проанализировать, отрепетировать, отыграть, тем самым стать готовым к изменениям, открыть двери своего потенциала.

Отыгрывание своего будущего напоминает подготовку спортсменов, актеров, танцоров перед выступлениями. Чем качественнее репетиции и тренировки, тем лучше результат.

Везение – чаще всего это результат эффективного использования всех ресурсов человека: интеллектуальных, энергетических, талантов, интуиции, связей, времени за счет натренированности.

Кроме этого игротерапия дает богатую пищу для ума ведущему-психологу, в игре человек проявляет свои ведущие паттерны поведения. Правильно подготовленный ведущий может видеть стереотипы человека, мешающие быть успешным, добиваться своих целей, в том, числе таких важных, как найти работу, завести семью и так далее, то есть увидеть градиент развития человека, помочь сформулировать насущные задачи текущего момента.

Игротерапия, психотерапевтическая игра, как и сказкотерапия и другие арт-терапии, — это динамическая проективная методика, и как любая проективная методика она требует осторожного подхода к интерпретации увиденного, высокого профессионализма ведущего-психолога.

Конструктивные психотерапевтические игры и игротерапия в целом, и какая-либо конкретная игра в частности – новый, инструмент психодиагностики и психокоррекции личности человека. Это безусловно перспективный и эффективный инструмент обучения различным ролевым моделям поведения, адаптации к быстро меняющейся среде социума.

Развивающие игротехнологии представляют собой пример ролевой игры, которая обладает развивающим эффектом, обеспечивает эмоционально насыщенное общение.

Среди целей многих терапевтических игр можно выделить: формирование навыка самостоятельно ориентироваться в сложной и противоречивой обстановке; быстроты адаптации к постоянно изменяющимся условиям; мобильности в процессе принятия решений; умения анализировать ситуацию; развитие коммуникативных навыков и т. д. Жестко заданного сценария у игр, как правило нет, каждый игрок выбирает свой вариант развития событий.

Игра разворачивается в виртуальном, игровом пространстве. Все это требует от игроков конструктивности, применения логического мышления, фантазии, быстроты реакции.

Игра (игротерапия) выступает, таким образом, как активный творческий процесс межличностного взаимодействия участников в группе, включая в себя развитие, обыгрывание некого сюжета – текущей жизненной, например проблемной ситуации человека.

В процессе игровой терапии участники-игроки осуществляют поэтапный поиск решения, приходят к нему, учатся взаимодействовать друг с другом, что способствует не только сплочению группы, но и формированию необходимых навыков общения, адекватных для социализации в обществе.

Игровая терапия позволяет применить тот или иной способ реагирования, совершить то или иное действие, осознать его значение для себя и других, выявить и сформировать необходимые навыки для адаптации к обществу.

Игротерапия поможет предотвратить, своевременно выявить и скорректировать проблемное поведение — отреагировать, пережить и «отпустить» нежелательные формы поведения, сформировать у человека новые ценности и идеалы, задуматься о смысле своего существования.

Читайте психологический журнал и другие статьи по теме психологии игр:

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psikhologicheskie-igry/igroterapiya-igrovaya-terapiya-chto-takoe-igra-v-psikhologii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.