Ребенку 1 год как проходит социальная адаптация?

Социальная адаптация ребенка

А если «по-русски» — это умение человека приспосабливаться к новым условиям и взаимодействовать с окружающими людьми разных возрастов.

Как ребенку адаптироваться в мире? Постепенно.

Раньше не было таких вопросов – КАК? С раннего возраста детей отдавали в ясли, потом садик, за ним школа, секции, кружки… Вот и вырос наш малыш. Как адаптировался, так и живет. Какие проблемы у него возникают при общении – неизвестно. Рассмотрим процесс подробнее.

Адаптация в мире с рождения до года

Еще находясь в животике у мамы – малыш «привыкает» к ограниченному пространству и после рождения нуждается в столь же ограниченном состоянии. Успокаивается на руках у мамы, в тесной пеленке, рядом с грудью (ореола которой пахнет, как околоплодные воды). То есть, чтобы «прийти в себя» — необходимо почувствовать себя в среде, близкой к предшествующей – тогда будет понимание – МНЕ БЕЗОПАСНО.

После полутора месяцев, ребенок с интересом осматривает комнату… на руках у мамы. Это по-прежнему важное условие его адаптации в большом пространстве – быть рядом с безопасностью.

Потом начинает ползать, недалеко от мамы и близких. Может самостоятельно изучать понравившиеся вещички, оглядываясь, чтобы «точка опоры» была рядом. Нету? Крик!

Гуляя на улице, мама впервые ставит ребенка на землю. Как бы ему не были интересны птички во дворе, качели, другие дети – далеко от мамы он отходить не будет. Он разглядывает все это, «привыкает», осваивается. День за днем – малыш будет двигаться все дальше и дальше – изучать и взаимодействовать со всем, что ему попадется, зная, что в случае опасности, боли – он найдет, куда вернуться.

СОЦИАЛЬНАЯ адаптация

Социальная адаптация начинается у малыша еще дома. Когда он знакомится с бабушками, тетями, сестрами, друзьями родителей, их детьми и всеми, к кому мама и папа доброжелательно относятся.

Мы помним, что ребенку важно научиться взаимодействовать с людьми любого возраста, поэтому с удовольствием даем «поводиться» и пожилым бабушкам, и юным племянникам.

Нужно ли его СПЕЦИАЛЬНО куда-то водить? Нет. Для ребенка важно принятие, которое он получит от близких. Тогда он постепенно САМ захочет осваивать мир за пределами дома.

Ребенку 1 год как проходит социальная адаптация?

Он будет наблюдать, как мама и папа общаются друг с другом – и для него это будет модель любви и взаимоотношений. Как относится младшее поколение к старшему – принимать и отражать. Как заботиться о младших, просить прощения, выходить из конфликтов, благодарить и многое другое – от всех, кто находится рядом с ним.

А как же общение с равновозрастными детьми – спросите вы?

Как ребенок научится вливаться в компанию, быть «своим», отстаивать свои интересы и защищаться, в случае нападок?

Ему нужно общество с такими, как он, чтобы учиться приспосабливаться к миру!

Нужно, никто не спорит. Вопрос в том – надо ли его создавать искусственно? Это скорее даже – а надо ли отдавать ребенка в детский садик, чтобы стал «как все»?

Предвижу сотни вопросов и возмущений – мол, не пойдет в садик – будет изгоем, не сумеет влиться в коллектив, вырастет «маменькиным», бесхребетным и прочее.

Тогда возьмем в пример другую крайность (а ребенок не умеет жить в полутонах, для него любая обида, неприязнь – огромное событие, где он чувствует себя нелюбимым).

Поэтому, психологи рекомендуют ориентироваться на ребенка индивидуально. Пусть соседская девочка с удовольствием и дальше ходит в ясли-садики. Если ваш малыш протестует (и заметных причин, по которым садик ему не нравится – нет) – подумайте, стоит ли программировать ребенка на выбор без выбора? Для социальной адаптации ему ДОСТАТОЧНО будет того окружения, что у него есть. Ведь мы все гуляем во дворах, ходим и приглашаем в гости – общения с детьми будет полным-полно.

Всегда так было

Да, раньше молодых мам ставили в жесткие рамки. Декретный отпуск длился всего год – за это время нужно было успеть закончить ГВ и устроить ребенка в садик, чтобы выйти на работу. Не вышла? Потеряла стаж, считаешься тунеядкой, живешь на иждивении общества!

Давление было сильное – выбора у наших бабушек-прабабушек не было.

Обид и непонимания у детей по отношению к родителям, конечно, не было. Ведь это устойчивое общественное мнение – ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ. И разбирать детское состояние, ощущение недолюбленности и прочее – не более, чем блажь, ведь есть цели поважнее.

Сейчас нет таких жестких норм. Кроме того, что в 3 года нужно либо выходить на работу, либо с нее увольняться. Мы можем – как отдавать ребенка в садик, так и воспитывать самостоятельно. Все мифы по поводу того, что нужна команда профессионалов, которые научат ребенка читать/писать/лепить/рисовать и прочее – развенчаны. С этим может справиться любая мама, у которой есть желание. Тоже самое касается социальной адаптации. И без садика она «войдет» в малыша.

Ребенку 1 год как проходит социальная адаптация?

К 7ми годам ребенок САМ захочет знакомиться с миром без присутствия взрослых. С уверенностью, что если его не примут – он сможет прийти в родной дом, где его поддержат. И он отправится в путь вновь.

Слушайте своих детей и не насилуйте тем, что им не нравится. Приглядитесь – может то, что рекомендуют, не более, чем внушение? Которое не имеет ничего общего с гармоничным развитием ребенка.

Как вы считаете – нужно ли что-то делать специально, чтобы ребенок адаптировался в обществе?

Источник: http://viline.tv/deti/article/socialnaa-adaptacia-rebenka

Социальная адаптация детей

Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.

Социальная адаптация детей-инвалидов

С точки зрения социальной адаптации, группа детей-инвалидов является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Основными причинами трудной адаптации в социуме детей-инвалидов являются:

  • Недостаток психического и физического здоровья;
  • Ограниченность социального опыта;
  • Неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.

По данным ЮНЕСКО численность детей-инвалидов во всем мире составляет около 3% всех детей, и с каждым годом их число растет, что говорит о необходимости разрабатывать эффективные меры по их социальному приспособлению к жизни общества.

Проблема социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов имеет не только социальное, экономическое и политическое значение, но и морально-этическое. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями может быть достигнуто путем предоставления им в соответствии с возрастом возможности участвовать в жизни общества.

На государственном уровне для этой категории людей должны быть созданы все необходимые условия, облегчающие их жизнедеятельность, а также нужно провести подготовку общества к принятию детей с ограниченными возможностями. Эти меры помогут снизить количество психосоматических заболеваний и невротических реакций у детей-инвалидов, что в свою очередь существенно сократит затраты на их лечение на уровне семей и государства в целом.

Ребенку 1 год как проходит социальная адаптация?

Успешная социальная адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) позволяет этой категории детей быстрее приспособиться к нормальной жизни, восстановить их социальную ценность и усилить гуманные тенденции в обществе. Однако единого пути решения проблемы социальной адаптации детей-инвалидов на сегодняшний день нет, потому для ее решения используются различные разработки психологов и педагогов.

В связи с тем, что социальная адаптация детей с ОВЗ имеет свои специфические особенности, то и подход к решению этой проблемы должен быть многофакторным и динамичным. На государственном уровне, в свою очередь, должно быть сделано все возможное для того, чтобы адаптивный потенциал детей-инвалидов повышался.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

  • Нарушение эмоционального состояния;
  • Ухудшение сна и аппетита;
  • Развитие страха перед дошкольным учреждением;
  • Повышение заболеваемости.

Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.

Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

  • Эмоциональная неадекватность;
  • Социальная некомпетентность;
  • Несоциализированная агрессия;
  • Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
  • Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Ребенку 1 год как проходит социальная адаптация?

Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.

В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6831-socialnaja-adaptacija-detej.php

Ребенок и социальная адаптация: от рождения до 10 лет

Свои, чужие и добровольное общение.

Давайте поговорим о пресловутой социальной адаптации. Спросим себя: какие образы, воспоминания, знания возникают у нас в голове при этом словосочетании? Детская группа, совместные игры, умение существовать и выживать, ушки зайчика на детских выступлениях, кружочки бархатной бумагой, старательно наклеенной по образцу, банты и белые колготки с букетом цветов на 1 сентября, школьная заклятая подруга (друг), совместные походы по подвалам и многое другое.

То есть большинство вспоминает при слове "социум" детей и их забавы. Но социум — это значительно больше, чем детская стая. Итак, что же необходимо для нормальной социальной адаптации. Нормальной — это когда решается задача научить ребенка адекватно взаимодействовать с людьми разного пола и разного возраста.

Давайте посмотрим в словарях определение. Адаптация — процесс приспособления к новым условиям среды. Соответственно, социальная адаптация — это процесс приспособления личности к новым для нее социальным условиям. Оговорюсь, что новым для ребенка является все, где нет опыта, а приспособление — это постепенный процесс, в результате которого ребенок познает правила, по которым действует данный социум, и, сначала учится действовать по этим правилам, а потом вырабатывает привычки взаимодействия.

Давайте вспомним, что надо для того, чтобы ребенок спокойно познавал эти правила и вырабатывал привычки? Правильно, первичное условие — безопасность. Для того чтобы это стало понятно, я расскажу, как ребенок познает пространство и адаптируется к нему. А потом мы эту же модель применим к социуму.

Ребенок познает пространство

Вот новорожденный. Границы его тела неопределенны, он ощущает себя. шаром со ртом. Пространства комнаты огромны по сравнению с ограничивавшими его во внутриутробной жизни стенками матки. В первые 40 дней его основная задача — убедиться в надежности матери и безопасности. Как только эта задача решена, он начинает с маминых рук оглядывать комнату. Для него это — безопасная территория гнезда, а мама — постоянная "точка опоры", центр мира.

По мере освоения тела и овладения навыками ползания и ходьбы, он осваивает разные уровни пространства. Любимые мамины вазочки, пульт от телевизора, красивые кнопочки на компьютере и прочее — все должно быть обследовано и изучено. На ощупь, на вкус, на прочность.

Вы помните, как ваш ребенок познавал вашу квартиру? Он сначала ползал вокруг маминых ног. Потом отползал на границу комнаты и возвращался. Потом отползал за границу комнаты и опять возвращался. И так все дальше и дальше. Он осваивал новое, заходя все дальше и дальше в своей адаптации к этому пространству. А "точкой опоры" была мама. Безопасная мама.

Когда мама выходила с ним на улицу, он внимательно осматривал все, что видит с маминых рук, а маме и в голову не приходило отпустить ползающего ребенка в магазине (ну, я надеюсь) или на проезжей части для изучения "нового пространства". Просто потому, что оно небезопасно. Оно чужое, и у ребенка нет достаточного количества навыков, чтобы адекватно с ним (этим пространством) взаимодействовать.

Ребенку 1 год как проходит социальная адаптация?

Ребенок растет, ходит с мамой за руку гулять, потом ходит рядом, потом отбегает на 2 шага, потом на 5. И так, постепенно, наблюдая и пробуя, он осваивает пространство улицы. Узнает, что зеленый человечек — это не глюк, а знак светофора и что на горке можно кататься.

И вот в какой-то прекрасный день он заявляет: "Я пойду гулять один на улицу". И мамаша, хватаясь за сердце, стоит и смотрит в окно, как ее дитятко, сделав круг по двору, возвращается домой. Потом это уже не 15 минут, а час. Потом это автобус и метро. Ребенок в своем познании пространства заходит все дальше и дальше от гнезда — места, которое для него является константой, началом координат.

А теперь представьте мамашу, которой в голову взбрела мысль, что если не оставлять ребенка с трехлетнего возраста на улице одного, то он не сможет научиться нормальной пространственной адаптации. Можно и совсем утрировать пример: она несет его в заведомо опасные места, доказывая всем, что ему (ребенку) все равно придется жить в мире скоростей и машин, и надо начинать приучать его к этой жизни, бросая в самую гущу мира для адаптации. Абсурд?

Когда речь заходит о пространстве, то мы просто живем и передвигаемся сами и своим примером и наставлениями показываем правила жизни в данном пространстве, точно веря и зная, что рано или поздно, ребенок захочет самостоятельности и пойдет осваивать мир, в котором он живет. А со всеми неудачами и поражениями он будет прибегать в родной дом — в безопасность.

Начало социальной адаптации

Зачем я так долго это расписываю? Чтобы мы посмотрели на социальную адаптацию как на постепенный процесс, который неизбежен. Просто потому что ребенок хочет жить в обществе, жить в ладу с обществом, с возрастом расширяя свой круг общения. Понимаете? Тоже ничего не надо делать специально.

Я понимаю, что эта мысль непривычна. Чтобы лучше ее понять, я расскажу об этапах социальной адаптации.

С 9 месяцев (срок приблизительный) ребенок начинает обращать внимание на окружение. И вот тут — внимание! — он начинает исследовать безопасное окружение, которое ему предоставляет мать, то есть окружение "своих". Давайте введем таки данные — есть свои, есть чужие. Свои — это то самое поддерживающее окружение, которое удовлетворяет все врожденные ожидания малыша — ожидания принятия, доверия, веры, обратной связи и т.д. Есть чужие — это просто люди, которые во вне. Ну, как есть квартира, а есть улица.

Чужие не плохие, не хорошие. Они могут быть любыми, и с ними надо со временем научиться взаимодействовать, когда будет освоено взаимодействие со своими.

Свои — это база, тыл, к которым ребенок всегда может прийти и передохнуть. Раньше эту роль исполняли семья, род. Сейчас это по большей части друзья и единомышленники. Я имею в виду не только взрослое население, но и детей этих взрослых, которые и образуют ту самую пресловутую детскую стаю.

Не надо создавать какого-то специального общества для ребенка. Он ожидает, что мама и папа — социально активные существа, и у них есть круг общения своих, с которыми он и будет осваивать социальные модели.

А что делать, если такого общества нет? Вот над чем стоит задуматься.

От своих — к чужим

Ребенку 1 год как проходит социальная адаптация?

К трем годам у него достаточно набранных моделей, и он честно идет все это пробовать, то есть познавать себя как социальную единицу. Оговорюсь опять — в безопасной социальной среде, то есть среди тех детей, взрослых и стариков, которые составляют круг общения родителей.

Вы знаете, что это обязанность родителей — обеспечить своего ребенка поддерживающим окружением разного пола и разного возраста? Ребенок точно знает — родители плохого не пожелают, и раз сказали: живи тут, значит, это свои, и все, что тут происходит — правильно. Он не понимает, что мы порой помещаем его в заведомо чужую среду, с которой сами общаться бы вряд ли стали.

Вот вам модель социальной адаптации. И при чем тут детский сад или школа?

Источник: http://www.ourbaby.ru/article/Rebenok-i-socialnaya-adaptaciya-ot-rozhdeniya-do-10-let/

Ребенок и социальная адаптация: как противостоять традициям

Отдельный мир детей – кому он нужен? Чем родители лучше профессионалов.

Тема социальной адаптации, как и предполагалось, вызвала множество вопросов "А вдруг? А как?" Я понимала, что надо раскрывать тему шире, но не знала, с чего начать. Много кусочков, но как их сложить? Мне помогла маленькая девочка.

На днях я сидела в "Макдональдсе", смотрела на нетбуке макет сайта моего нового проекта и делала задание для программиста. Вдруг замечаю, что у меня за спиной стоит девочка лет девяти. Тихо так стоит и заворожено смотрит на экран.

Моя первая (привычная) реакция: "Что нужно этому ребенку? Пусть отойдет и не мешает. Какой невоспитанный ребенок". Это во мне включилась моя мама, которая всегда считала, что дети мешают взрослым. Слава богу, свои автоматические реакции я отслеживать умею, а уж мою маму во мне знаю в лицо, поэтому вторая мысль была: "А чем она невоспитанна? Она никак не мешает мне, не лезет ко мне на голову, не угрожает мне. Картинки и правда красивые. Вот если бы у меня за спиной встал мужчина, что бы я сделала?"

Я повернулась и улыбнулась ей. Она подошла поближе и спросила: "А что это такое?" Я объяснила, что это будет сайт в Интернете. Мы поговорили. Она, получив все ответы на свои вопросы, радостно подбежала к маме, которая сидела за соседним столиком и стала ей рассказывать о том, что узнала от меня.

Почему когда я подчеркиваю, что задача социальной адаптации — это научиться взаимодействовать с людьми разного пола и разного возраста, большинство понимают это как "обеспечить ребенка разновозрастной детской группой"?

Почему когда я говорю, что вначале ребенок адаптируется среди своих, у всех сразу встает вопрос о количестве этих своих и возникают сомнения в том, что вашего круга общения для ребенка достаточно, чтобы сформировать в нем уверенность в своих силах для контактов с чужими?

Почему когда я говорю, что общение с чужими должно быть добровольное, с альтернативой повернуться и уйти, если не справляешься, все сразу начинают бояться, что он не сможет прижиться в рабочем коллективе?

И почему работа, общение и жизнь воспринимается нами, взрослыми, не как удовольствие и интересное занятие, а как "принудиловка" и "проблемы взрослых"?

Ребенку 1 год как проходит социальная адаптация?

Как объяснить, что мир взрослых и детей — единый мир? Что это преемственность поколений и жизнь, которую мы для себя создаем, и есть среда для развития детей. Мы же хотим (можем) вывести их в тот социальный слой и на тот уровень жизни, куда вышли сами и где находимся сейчас, но с лучшим качеством и дать им вектор двигаться дальше. Значит, для детей не надо создавать какой-то специальный мир, а надо знакомить их со своим миром и в нем их адаптировать.

Сразу оговорюсь, что армию для мальчиков я сейчас обсуждать не буду. Когда меня спрашивают: "А как же армия?", я отвечаю: "В армии свои законы, и все что я могу сделать — это вырастить ребенка со здоровой психикой, чтобы если уж в нее попадет, он вышел с наименьшими потерями, а лучше — с приобретениями".

Так вот, после общения с этой девочкой у меня как-то все встало по местам. Начну издалека и с вопроса: откуда в нас столько страхов, что мы не способны дать детям все необходимое?

Немного истории. Вы знаете, какой декретный отпуск был в послереволюционные годы? 72 дня. Представляете? Это чуть больше двух месяцев. После этого женщина была обязана сдать ребенка в ясли и выйти на работу. Иначе она становилась тунеядкой и осуждалась обществом. Ценность женщины в роли матери, которая сидит дома с детьми, была разрушена в ноль.

Это была государственная политика, которая преследовала свои цели. Первая цель — рабочая сила, которая нужна была для восстановления молодого социалистического государства. Вторая — вырастить человека с новым мышлением. Для этого ребенка с пеленок забирали от родителей и растили в определенной идеологии. Родителей убеждали, что в яслях, садах, школах, лагерях — профессионалы, которые смогут позаботиться об их детях лучше, чем они сами. Что там хорошие условия, диетическое питание, игрушки, забота и прочее.

Родители свято верили, что только в таком искусственно созданном мире дети получают истинное развитие. Некоторые не верили, но у них не было выбора. На уровне всего народа была в голову крепко засажена мысль, что родители сами не могут позаботиться о своих детях, что у них есть более великие цели. Что надо доверить своих детей, передать ответственность государству. И на тот момент — в годы разрухи, повальной безграмотности и голода — это, наверное, было правдой. Народ выживал.

Дети же находились в детской принудительной среде, и взаимодействие взрослого мира и детского было минимальным. Мы не знали, куда взрослеть, не было вектора. Воспитатели и учителя были скорее надсмотрщиками, с которыми неизвестно как общаться. Родители были в каком-то закрытом от нас мире, куда детей не пускали.

Ну, вспомните. Гости. Детям, как правило, накрывался отдельный стол — и это было неким изыском, модой. Потом детей отправляли в комнату, чтобы они не мешали и "не слушали взрослых разговоров" и уж тем более не высказывал свою точку зрения. Мы постоянно кому- то мешали. Нет, конечно, родители выполняли родительский долг — смотрели за успеваемостью, ходили в музеи, на елки, отдавали в секции и прочее. И этого считалось достаточно. Но это был долг, а не интересное и плодотворное взаимодействие поколений.

Были семьи, где все описанное мною процветало буйным цветом, были и такие, где родители все-таки старались воспринимать ребенка как личность. Но общая система работала безошибочно, и установки, которые мы (хотим этого или не хотим) несем в своих головах, ей (системой) заложены в нас три-четыре поколения назад. А это срок.

Я не люблю лезть в политику и ругать то, что было раньше. Все для чего-то было нужно. Историческую справку я привожу только с той целью, чтобы мы, взрослые, смогли увидеть и осознать эти установки. Потому что пока мы в них, все наши рассуждения и вопросы идут из одной плоскости — системы советского государства. И даже когда мы пытаемся делать наоборот, это не осознанное движение, а бунт и бегство.

Подведу итог на сегодня. Что из всего вышесказанного у нас лежит в голове, как "знание".

Можно продолжить список, но я остановлюсь. Каждый увидит сам, какие именно установки в нем сидят, а какие прошли мимо. Важно, что все это уже потеряло свою актуальность, и пора усомниться в незыблемых догмах. Может быть и так, что, пересмотрев, вы решите, что это правильно и вернетесь к этим знаниям, но уже осознанно.

Давайте потихоньку уже соединять у себя в голове мир взрослых и мир детей. Вовлекать их в свое внимание и свою жизнь. Мы несем ответственность за наших детей. И только мы.

Источник: http://www.ourbaby.ru/article/Rebenok-i-socialnaya-adaptaciya-kak-protivostoyat-tradiciyam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.