Развитие технических способностей ребенка

Раннее развитие для детей: конструкторские способности

Развитие технических способностей ребенка.

(Объединения технической направленности)

Технические способности у ребенка проявляются не сразу, гораздо позднен, чем, например, способности в области искусства. Это обуславливается тем, что для конструирования, изобретательства и моделирования требуется достаточно уже высокое развитие психики и мышления. Самый подходящий возраст для развития у детей технических способностей – это 7-11 лет.

Что такое технические способности и можно ли говорить о них как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники и находить пути к ее усовершенствованию? Ведь область техники чрезвычайно разнообразна. Очень резко отличаются друг от друга, например, деятельность человека в сфере машиностроения и в области химии, а тем более робототехники.

Однако во всех этих видах технической деятельности есть общее.

У всех людей, успешно работающих в различных областях техники, имеется комплекс психических качеств, называемых общими техническими способностями. Комплекс таких качеств является существенным для работы в любой отрасли техники без исключения.

Многочисленные наблюдения за работой изобретателей, а также творчески работающих конструкторов различных отраслей техники позволили установить некоторые стороны психической деятельности человека, которые вообще важны для успешной работы в сфере техники.

Откуда же берутся эти качества и свойства личности, можно ли их воспитать, или они даются каждому от рождения, и что важно не пропустить, не заглушить в своем ребенке?

Все начинается с интереса к умениям делать что-то своими руками :

— складывать в определенной последовательности предметы и части предметов в единую конструкцию;

— склеивать или соединять (подгонять) отдельные детали;

— сколачивать, выравнивать, распиливать и отделять какие-то части, чтобы придать всему действию какой-то завершенный вид;

— разбирать на отдельные части механизмы и детали, чтобы увидеть и понять, из чего они состоят внутри (любопытство здесь играет большую роль).

Для того чтобы, став взрослым, успешно трудиться в области техники, надо пройти соответствующий путь развития в юные годы. Без возникновения серьезных интересов к технике, без практики самостоятельного решения простых технических задач, без приобретения умения думать технически о заданиях, связанных с изготовлением, например, различных моделей, не может сформироваться человек, который будет впоследствии успешно работать в сфере техники.

Развитие технических способностей ребенка

Школьник-подросток, когда он занимается в техническом объединении, не совершает изобретений, обогащающих человечество, но, зато он очень часто, фактически на каждом занятии, делает открытие, изобретение для себя, когда он сам находит решение технических задач, уже известное взрослым. Такое творчество детей — основа развития активности, самостоятельности, инициативы человека в решении технических задач.

К 12-15 годам проявленный интерес к какому – либо действию или занятию является вполне осознанным признаком будущей профориентации.

Талантливый наставник или мастер – обладающий собственным высоким техническим и творческим потенциалом, может дать огромный импульс для своих обучающихся в достижении блестящих результатов в техническом творчестве. В этом случае педагог психологически подстраивает обучающихся к своему собственному техническому опыту, к определенному характеру исследований и тем самым дает возможность одаренному ребенку проявить себя в конкуренции и соревновательной борьбе за общий результат эксперимента.

В нашем образовательном учреждении, «Станция юных техников» города Новошахтинска работают увлеченные, инициативные педагоги, способные поддержать интерес ребенка, развить его творческие способности. Участие в выставках и конкурсах различного уровня, начиная со станционного и заканчивая международным, стимулирует детей на дальнейшее развитие, мотивирует их к повышению активности и саморазвитию, способствует повышению мастерства и уровня технических навыков.

В дальнейшем идет разделение обучающихся по различным направлениям, что зависит, в первую очередь, от желания ребенка и родителей, от проявленной заинтересованности и технической направленности проявленных способностей. Наше образовательное учреждение «Станция юных техников» города Новошахтинска может предложить своим обучающимся такие интересные и захватывающие направления, как:

— научно – техническое (объединения «Космос», «Ракетомоделирование», «Авиамоделирование», «Радиоэлектроника и радиотехническое конструирование», «Мастерилка»и «Мастерская Самоделкина»);

— спортивно-техническое (объединение «Картингист»);

— художественно-эстетическое (объединения «Мир дизайна», «Узор»);

— Юные инспектора дорожного движения (ЮИД).

В прошлом году ребята из наших объединений успешно принимали участие в мероприятиях различного уровня, таких как:

— участие в мероприятиях посвященным Дню города и Дню шахтера;

— городской конкурс «В гостях у Самоделкина»;

— соревнования для картингистов «Золотая осень»;

— акция «Если сердце открыто добру»;

Развитие технических способностей ребенка

благотворительная акция «Ёлка Новороссии» ;

— соревнования картингистов посвященные Дню защитников Отечества и 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне;

— конкурс технического и декоративно-прикладного творчества «Домашний волшебник»;

— городской конкурс технического и спортивно-технического творчества «Модель года – 2015» ;

— конкурс по пожарной безопасности;

— соревнования по картингу в классе машин «Союзный –Юниор»;

— четвертый фестиваль технических знаний «Инженерные таланты — сильной России»;

— выставка молодых художников Дона и Кубани;

— областной слёт-конкурс «Юные конструкторы Дона – третьему тысячелетию».

Ребята приняли активное участие в XL научно-практической конференции

Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова и многое другое.

Из 518 обучающихся принявших участие в конкурсах, соревнованиях и выставках 65 детей заняли призовые места, из них:

I место – 19 ребят,

Интеграция технического конструирования и моделирования в образовательное пространство ребенка не только способствует формированию устойчивых умений и компетенций в сфере технического творчества, но и формирует общую активность, инициативность, познавательный интерес, креативность, наблюдательность, умение ставить цели и добиваться результата, причем происходит это легко и непринужденно.

Источник: http://sut-nov.um.la/metodicheskaya-kopilka/135-razvitie-tekhnicheskikh-sposobnostej-rebenka

Статья (подготовительная группа) на тему:
Конструирование — метод развития умственных способностей детей

Развитие технических способностей ребенка

Конструирование — метод развития умственных способностей детей.

Готовность к школе в наше время, это тот уровень развития, при котором требования систематического обучения не приводят к нарушению психического и физического развития.

Школа требует прихода всесторонне развитого для своего возраста ребёнка. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы формировать умственную активность дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения. Конструирование – одно из средств решения этой задачи.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №93

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.

Конструирование — метод развития умственных способностей детей.

Готовность к школе в наше время, это тот уровень развития, при котором требования систематического обучения не приводят к нарушению психического и физического развития.

Школа требует прихода всесторонне развитого для своего возраста ребёнка. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы формировать умственную активность дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения. Конструирование – одно из средств решения этой задачи.

Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить правильные решения на основе практических действий, развивая творческое воображение.

В первую очередь необходимо педагогу поставить перед собой задачу научить детей самостоятельно:

Планировать конструктивную постройку, выделять детали конструкции и их пространственное расположение;

Строить конструкции по словесному описанию педагога (рисункам, фотографиям, схемам);

Развитие технических способностей ребенка

Учитывать индивидуальные желания детей.

А для этого необходимо изучить методику конструктивной деятельности в разных возрастных группах, опираясь на множество пособий изданных в последние годв, чтобы сделать определённый вывод о том, как заинтересовать детей конструктивной деятельностью, раскрыть индивидуальные способности.

Решить эти задачи помогут и родители. Для этого необходимо на родительском собрании или в индивидуальных беседах поговорить о конструктивных играх детей в домашних условиях, получив ответ на вопросы:

Любит ли ребёнок конструировать?

Какому конструктору отдаёт предпочтение?

Какими соображениями руководствуетесь при покупке конструктора? (Желание ребёнка? Учебно–воспитательная цель? Или выбор случаен?).

Знакомите ли вы ребёнка с архитектурными строениями, видами транспорта, во время прогулок, экскурсий?

Использует ли ребёнок иллюстрации как образец для постройки?

Влияют ли, по вашему мнению, конструктивные игры на умственное развитие ребёнка?

Принимаете ли вы участие в изготовлении конструкторов на различные темы, из любого материала для игр ребёнка или на детскую выставку.

Чтобы реализовать многие задачи следует создать благоприятные условия:

создать конструктивную развивающую среду;

приобрести на различные темы, разных размеров, цветовой гаммы, фактуры, в художественном исполнении конструкторы, как для напольных игр, так и для настольных;

подобрать иллюстративный материал, фотографии, чертежи, схемы построек.

Развитие технических способностей ребенка

Работу по конструированию необходимо проводить как на занятиях, так и в свободное время. Сначала необходимо выявить умения детей сравнивать предметы по величине: широкий – узкий, длинный – короткий, низкий – высокий; по форме: квадрат, прямоугольник, конус, шар. Необходимо раскрыть конструктивные возможности разных материалов: дерево, пласмассы, условного кирпича, металла, для того, чтобы знать, какую деталь куда класть, чтобы она была наиболее прочной, устойчивой, соответствовала определённым размерам.

Эти представления необходимо закрепить в процессе ознакомления с окружающим, рассмотрев иллюстрации с изображением различных архитектурных сооружений или видя их в натуре. Дети назовут форму здания, окон, дверей, из какого материала сделано, где, что расположено, в каком количестве, на какой высоте.

В развитии конструктивного творчества следует идти от простого к сложному. Сначала необходимо научить детей строить по образцу не сложные мосты, заборы, дома, горажи, крепости. А в дальнейшем давать задания преобразовывать конструкцию в ширину, высоту, с увеличением этажей, перегородок, но соблюдая требования постройки и функциональное назначение. Такие задания развивают сообразительность.

С постепенным усложнением конструкций необходимо проводить и индивидуальную работу для закрепления умений конструировать. Так в начале дети учатся строить машины с учётом назначения, а именно: для машин, везущих большой груз, — высокие борта, а для небольшого груза низкие борта.

Когда дети овладеют конструктивными навыками, необходимо более усложнять задачи. Для этого необходимо провести экскурсию по микрорайону, чтобы обратить внимание на жилые и общественные здания, на их различия в архитектуре, на форму, этажность, показать, что их красота определяется архитектурой сооружений и способом их расположения на улице, площади; проанализировать пространственное расположение зданий, и их архитектурные особенности.

Следует сфотографировать увиденное, а после ещё раз рассмотреть фотографии и проанализировать.

По структуре и по способам конструирования образцы новые, опираться на имеющийся опыт дети не могут. Такая деятельность по конструированию является сложной. Поэтому мышление и воображение во время игры имеют творческий характер.

Вторая группа обустраивает детскую площадку. Третья группа может строить супермаркет, поликлинику. После окончания дети могу объединять свои постройки в одну под названием “Город”, подобрав игрушки: кукол, машины, фигурки людей, деревья, знаки по правилам дорожного движения. Дети долго могут играть, развивая сюжет, обогащая его новыми замыслами.

Большое значение для детей имеет пример окружающих. Поэтому следует использовать элемент соревнования для возрастания активности, воли к победе.

Так конструктивная деятельность способствует развитию сюжетных игр, а это побуждает детей строить новые сооружения, обогащать сюжет. Необходимо побуждать детей отражать в играх события которыми живёт страна. Это строительно-конструктивные игры “Космодром”, “Аэропорт”, “Путепровод”, “Паркинг”, “Детский городок”, “Стадион” и другие.

К концу года конструктивная деятельность станет любимым занятием детей. Они совместно будут обсуждать свои замыслы, уточнять, как строить, какой материал потребуется, то есть будут проявлять умение планировать ход действий.

Конструктивная деятельность повысит интерес к математике, рисованию, умение строить ответы по ознакомлению с окружающим; сформирует познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства, разовьёт конструкторские навыки и умения.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/17/konstruirovanie-metod-razvitiya-umstvennykh-sposobnostey-detey

Роль детского конструктора в развитии детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей и родителей о разновидности и пользе конструктора для детей.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.

Развитие технических способностей ребенка

Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения.

Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры является детский конструктор .

Игра в конструктор, способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга.

Игры с конструктором могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры и других типов игр. Тип и особенности игры зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и речевых целей.

При обращении в процессе работы к возможностям конструктора, мы можем отметить некоторые преимущества его использования перед другими, традиционными видами работ, развивающих мелкую моторику, как то: рисование, лепка или аппликация.

— Во-первых, только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры.

— Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут "не получиться", так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.

— В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

— И наконец, конструктор безопасен, а убрать поделки можно легко и быстро.

Работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:

— Развитие мелкой моторики рук.

— Развитие речи в рамках определенных тем.

— Автоматизация звуков в ходе игры.

Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.

Развитие технических способностей ребенка

— Развитие количественных представлений.

— Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы.

— Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.

В настоящее время конструированию в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности.

Конструирование также имеет большое значение для формирования правильной речи и письма в будущем, ведь оно способствует развитию мелкой моторики рук. Для развития моторики ребенка очень полезно собирать из блоков детского развивающего конструктора различные предметы . Думаю, что не нужно объяснять, что от мелкой моторики зависит, насколько хорошо будет развита не только речь и мышление ребенка, но даже его почерк. Красивый почерк бывает только у тех, чьи ручки способны ловко владеть мелкими деталями.

На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов :

1. Самым простейшим конструктором в жизни детей являются кубики . Они не только очень увлекают детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будет взрослый, а ребенок будет просто с удовольствием рушить эти постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать и постройки становятся все более сложными.

2. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Этот вид достаточно труден для ребенка. Он помогает развивать логическое мышление , так как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.

3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает двух видов: крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей. Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.

4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ваш ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции. Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению и многим другим навыкам.

5. Конструктор для детей «Лего» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Он никогда не надоест ребенку, так как из него можно собирать самое разнообразное: дома, машины, трансформеров, игрушки на микроскопических чипах и многое другое. Помогает развитию мелкой моторики и умственной деятельности.

6. Также бывают деревянные и магнитные конструкторы. Для деревянных используются только очень качественные сорта древесины, собирать их очень сложно и увлекательно, очень часто необходимо использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки или постройки. Помогают развитию инженерно – конструкторских способностей, аккуратности и внимания. Магнитные представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.

Все они помогают ребенку развить воображение, тренировать пространственное мышление и мелкую моторику, культивировать в себе усидчивость и концентрацию внимания.

Ребенок идет от простого, к сложному, создает новые здания, корабли, летательные аппараты и роботов. Детский конструктор тренирует усидчивость, развивает воображение, приучает к созидательному труду.

Детские конструкторы позволяют научиться всему: от названия предметов до создания этих самых предметов.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/11/25/rol-detskogo-konstruktora-v-razvitii-detey

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.