Развитие ловкости

Развитие ловкости

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движения­ми (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятель­ность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся об­становки (Л.П.Матвеев).

Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных воп­росов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим каче­ством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди дру­гих качеств индивида. По образному выражению автора, «ловкость — . козырная масть, которая кроет все остальные карты» [26, с.28].

Говоря о ловкости, Н.А. Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движения суть не одно и то же, между ними ! существуют явные различия. «Двигательная ловкость — это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простей­шая форма находчивости постепенно перерастает в умственную | находчивость» [26, с.32].

правильно (т.е. адекватно и точно);

быстро (т.е. скоро и споро);

k 3) рационально (т.е. целесообразно и экономично);

j 4) находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)» [26, с.29].

Н.А. Бернштейн считает, что формирование правильности дви­жений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка. Правда, вначале он допускает некоторое сни­жение скорости и силы выполнения движения, однако правиль­ность и точность движения должны быть идеальными. Он отмечает совершенно закономерную взаимосвязь между повышением точ­ности в различных навыках. «Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшает ее во многих других» [26, с. 32].

предметная, или ручная, ловкость.

Другой исследователь, Л. П. Матвеев, вводит в понятие ловкость значительно большее количество компонентов:

ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связан­ных со сменой позы, «телесная ловкость»;

ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвиде­нием в условиях усложненной и меняющейся обстановки;

ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т.е. «Ручная», или «предметная», ловкость;

Развитие ловкости

ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласо­ванных усилий нескольких участников;

ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требую­щих тактически согласованных действий, и в играх с тактическим Противодействием и взаимодействием участников.

Определенный системный подход к пониманию сущности лов-Кости и изучению ее структуры можно найти в работах В.С.Фар-ФЗДя, В.С.Филипповича. Эти авторы уделяют большое внимание

измерению показателей ловкости. Так, В.С.Фарфель считает ос­новными измерителями ловкости пространство и время. Он выде­ляет три ступени развития ловкости.

Первая ступень характеризуется пространственной точно­стью и координированностью движений, при этом не имеет зна­чения скорость их выполнения.

Второй ступенью ловкости является тонкая пространствен­ная точность и тонкие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки.

Третья, высшая ступень ловкости проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях. Измерителями этого выс­шего проявления ловкости является то наименьшее время, кото­рое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. Итак, мы выяснили, что показателями ловкости могут быть вре­мя, пространство и точность выполнения движений.

Кроме В.С.Фарфеля с этой точкой зрения согласны и другие ученые. Так, например, В.С.Филиппович считает, что ловкость — это способность рационально использовать имеющийся двигатель­ный потенциал.

Согласно теории уровневого построения движений Н.А.Берн-штейна, ловкость присуща только верхним, корковым уровням нервной системы, а низовые уровни служат лишь вспомогатель­ными, фоновыми предпосылками. Реальные проявления ловкости начинаются у человека с уровня пространства «С», при этом для проявления ловкости необходима всегда совместная работа по мень­шей мере двух уровней, подчиненных один другому. Один уровень играет роль ведущего, другой — фонового.

Итак, дав анализ ловкости, рассмотрим, что же лежит в основе ее психофизиологических механизмов?

поиск и обнаружение неизвестного;

выработка оптимальных стратегий цели;

предварительная или экстренная оценка возможности прак­тического использования выдвинутых стратегий;

проверка правильности и контроль за исполнением приня­того решения.

Развитие ловкости

Эти авторы различают два основных вида интеллектуальной де­ятельности:

принятие решения представляет собой выбор и оценку изве­стных способов действий в тех или иных ситуациях;

быстрота и точность принятия решения исключают приме­нение стереотипов (имеется в виду работа в экстремальных усло­виях).

Степень адекватности принимаемых решений в неожиданных ситуациях и надежность действий А. М. Матюшкин и М. П. Егоров связывают, прежде всего, со способностью прогнозирования.

Исследования В. С. Фарфеля также подтверждают мнение о том, что ловкость все-таки является качеством воспитываемым и тре­нируемым. В методической литературе можно увидеть два пути тре­нировки ловкости:

накопление разнообразных двигательных навыков и умений;

совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обста­новки.

В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:

применение упражнений с необычными исходными положе­ниями;

зеркальное выполнение упражнений;

изменение скорости и темпа движений;

варьирование пространственными границами, в которых вы­полняется упражнение;

— усложнение упражнений дополнительными движениями. В понятие ловкость входят следующие компоненты:

быстрота реакции на сигнал;

Развитие ловкости

быстрота усвоения нового;

осознанность выполнения движений и использования дви­гательного опыта.

Ряд ученых определяют ловкость как способность быстро овладе­вать новыми движениями, иначе — способность быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В.С.Фарфель, Л.П.Мат­веев, Л.Б.Кофман и др.).

Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».

Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических уп­ражнениях, подвижных и спортивных играх. Исследование Л. Н. Го-лынской показало целесообразность использования для развития ручной ловкости упражнений типа «Кулачки-ладошки»: исходное положение — положить правую руку, сжатую в кулак, на стол; левую, выпрямленную — рядом. Быстро поменять положение рук по сигналу педагога. Или — «По порядку»: дотрагиваться каждым пальцем по порядку от мизинца до большого пальца. Вначале ле­вой или правой рукой, а затем наоборот.

Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с ма­лым мячом также способствуют развитию ручной ловкости.

Ловкость — это сложно координированное качество, оно необ­ходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучше­ нию других психофизических качеств. Их развитие требует при­ стального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил: ,

Источник: http://studfiles.net/preview/2229589/page:26/

Развитие двигательной активности у дошкольников

Современная жизнь диктует свои правила не только взрослым, но и детям дошкольного возраста. Чтобы не отставать и быть всегда успешными, детям необходимо уметь быстро реагировать на смену условий, переключая внимание. Это касается быта, игр, спортивных соревнований – ребенку просто необходимо быть ловким, чтобы выходить победителем в любой ситуации.

С самого рождения малыша родители внимательно отслеживают изменения его физического развития, сравнивая имеющиеся показатели с нормами. Для них на этом этапе развития имеет значение все, начиная с того, с какого возраста и сколько времени может удерживать головку кроха, и заканчивая возрастом, когда он научится уверенно ходить и бегать.

Отслеживая достижения ребенка, только редкие родители действительно понимают, насколько непросто все это дается малышу и как многое здесь зависит от того, на каком этапе развития у него находится ловкость.

Некоторые родители трагично разводят руками, констатируя тот факт, что от природы их ребенок неуклюжий и неловкий. Другие же с гордостью говорят о том, какой энергичный, быстрый и ловкий у них малыш. Большая часть родителей списывают заслуги и недостатки малыша на наследственность, считая, что не могут повлиять на ситуацию. На самом же деле ловкость — это качество, которое можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Как это делать и что нужно знать? Об этом ниже.

Ловкость — это качество человека, которое заключается в его умении быстро усваивать новые движения и их сочетания, меняя свое поведение в зависимости от изменяющихся условий максимально быстро и правильно.

Развитие ловкости

Учитывая ритм современного мира, можно отметить, что прожить в нем успешным, достигающим целей человеком без ловкости будет непросто. Именно поэтому родители и педагоги должны проявить инициативу и начать работать над развитием ловкости у детей в дошкольном возрасте, когда основные качества у них только начинают формироваться.

Ловким можно считать ребенка, который умеет быстро выполнять правила подвижной игры и дополнительные задания, учитывая изменяющиеся условия. Например, это может быть игра на основе челночного бега или бега змейкой, прыжки с разного рода продвижениями и пр.

Кроме того, ловким считается ребенок, который справился с выполнением задания быстрее других детей. Малыш может быстро залезть и слезть с лестницы, быстрее всех добежать до цели с препятствиями, помочь команде во время проведения эстафеты, приведя ее е победе.

Нужно понимать, что ловкость — это не только скорость реакции. В некоторых случаях нужно проявить смекалку или сделать паузу, чтобы сконцентрироваться на определенном действии. Развитие ловкости особенно необходимо в случае с детьми, которые планируют принимать участие в спортивных соревнованиях.

Как правило, действительно ловкий ребенок умеет быстро оценить ситуацию и выполнить действие с учетом силовых, пространственных и временных характеристик. Дошкольник может попасть в цель мячом, сохраняя равновесие, пройти по бревну, устоять на одной ноге и пр. Чтобы усовершенствовать такие навыки, необходимо заниматься с ребенком дошкольного возраста, вводя в его жизнь подходящие для развития ловкости упражнения.

Как улучшить ловкость дошкольника?

Есть два основных пути, следуя которым, можно улучшить показатели ловкости у ребенка.

  1. Ввести в его жизнь новые упражнения для развития ловкости, постепенно их усложняя.
  2. Усложнять уже знакомые ребенку упражнения, изменяя привычные условия для их выполнения.

Каким образом осуществлять развитие ловкости у ребенка дошкольного возраста? Есть эффективные методы.

Ловкость и способность удерживаться на ногах независимо от позы и движений связаны между собой. Поэтому работать нужно и над совершенствованием координации, развивая четкость мышечных ощущений и внимания.

Тестирование ловкости

Проверять показатели ловкости должен опытный специалист, который сможет провести ряд физических упражнений и зафиксировать результаты для последующего их анализа. Как правило, речь идет о челночном беге на время. Принимая во внимание тот факт, что в проверке будут участвовать дети дошкольного возраста, тест нужно проводить в игровой форме с использованием кубиков, которые ребенок по очереди будет относить на скамейку.

Развитие ловкости

Интересное задание — с флажками, которые также нужно будет оббегать на время. Достаточно будет 8 флажков на расстоянии метра друг от друга на общей дистанции длиной в 10 метров.

На основании полученных результатов можно будет сделать вывод о том, насколько гармонично протекает развитие ловкости у ребенка.

Работа над развитием ловкости в детском саду

В детских садах воспитатели также могут стимулировать развитие ловкости у детей, делая акцент на совершенствовании их двигательных навыков с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур. Отличная возможность улучшить ловкость у ребенка дошкольного возраста — это подвижные игры, не требующие какой-то специальной подготовки. Игры должны быть простыми, понятными, вовлекающими в работу как можно больше мышц.

Такие игры, помимо развития ловкости, будут способствовать:

  • тренировке вестибулярного аппарата;
  • профилактике нарушений осанки и зрения;
  • уменьшению утомления;
  • созданию психофизиологического комфорта.

Нужно понимать, что в течение всего дошкольного периода физические качества напрямую связаны с умственной деятельностью. Чтобы усилить развитие ловкости у ребенка дошкольного возраста, нужно постоянно активизировать его умственную деятельность в ходе выполнения физических упражнений.

Умственная деятельность включает в себя:

  • знания;
  • познавательные процессы;
  • умственные действия;
  • эмоционально-волевые проявления.

Как развивать ручную ловкость?

Развитие ловкости

В дошкольном возрасте за развитие именно ручной ловкости в большей степени отвечают игры с использованием мяча. Нужно понимать, что речь идет о дошкольниках, поэтому, выполняя такие игры и упражнения, нужно учитывать некоторые нюансы:

Еще одно крайне важное условие для выполнения упражнений, направленных на развитие ловкости — это оптимальное состояние ЦНС, которого можно добиться, только если ребенок не был переутомлён ранее. То есть упражнения и игры на развитие ловкости лучше ставить в начале занятия или прогулки, пока дети не устали.

Особенности двигательной деятельности у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети начинают иначе относиться к поставленным задачам. Они стараются сделать все возможное, чтобы улучшить качество их выполнения.

Двигательная активность становится разнообразной: дошкольники уже владеют целым рядом движений и пытаются освоить новые способы выполнения упражнений, стараются быть более самостоятельными и даже выступают инициаторами создания мини-групп по интересам.

Движения у детей после пяти лет преднамеренные и осознанные. Они отлично понимают, чего от них хочет воспитатель и что нужно сделать для того, чтобы выполнить задание. Дети этого возраста с интересом вникают в особенности новых упражнений, пытаются понять алгоритм их выполнения, стремятся к высоким результатам. Сравнивая собственные движения с движениями сверстников, дети учатся строить связь между типом движения и полученными результатами.

Многие дошкольники в этом возрасте по собственной инициативе неоднократно повторяют упражнение с целью опередить по результатам сверстника, не замечая на своем пути трудностей. Двигательные качества совершенствуются, что позволяет говорить о создании подходящей основы для развития работоспособности.

В свою очередь это позволяет ребенку совершенствовать приобретенные навыки, искать новые способы и решения для усвоения сложных в отношении координации упражнений, стимулируя таким образом развитие быстроты и ловкости.

Для старших дошкольников совершенно нормально стремиться к совершенствованию деятельности, желать научиться чему-то новому, получить признание и уважение старших и сверстников. Нередким в этом возрасте является и соперничество, а также негативное отношение к детям, которые не могут так же хорошо выполнять задания.

Как развивать ловкость у старших дошкольников

Развитие ловкости в этом случае имеет свои особенности, которые связаны в основном с необходимостью начинать подготовку детей к поступлению в школу. У старших дошкольников уровень физической подготовки уже довольно высок. Их движения осознанные, координированные, имеют преднамеренный характер. Дети уже могут не просто выполнить упражнение так, как показывает воспитатель, а способны представить выполнение со слов или даже объяснить самостоятельно с оценкой собственных действий.

В случае со старшими дошкольниками кроме ловкости необходимо работать и над развитием координации, таким образом стимулируя развитие двигательных навыков у ребенка. Именно в этом возрасте нужно, помимо классических физических упражнений, вводить в жизнь детей активные подвижные игры, включая эстафеты, позволяющие улучшить развитие быстроты, находчивости и, конечно, ловкости.

В заключение отметим, что понятие ловкости у детей обусловлено в первую очередь двигательным опытом, а только потом уровнем двигательных навыков. Ребенок считается ловким в том случае, если он быстрее и увереннее других усваивает новые упражнения и движения, принимая во внимание условия деятельности.

Правильные задачи и их последовательное выполнение позволят улучшить показатели скорости и ловкости у детей дошкольного возраста, подготовив их к учебным занятиям по физической культуре в школе.

Источник: http://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/razvitie-dvigatelnoj-aktivnosti-u-doshkolnikov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.