Развитие цветового восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Развитие цветового восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО

Учителю изобразительного искусства в своей практике приходиться сталкиваться с множеством проблем и вопросов, касающихся методики преподавания таких понятий, как перспектива, композиция, форма, цвет.

Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его, манипулировать с ним — это лишь немногие вопросы, на которые приходится искать ответы учителю изобразительного искусства.

Все вышесказанное является обоснованием актуальности проблемы и темы самообразования.

Цель работы: развитие способностей активного восприятия цвета у детей на уроках изобразительного искусства.

Задачи:

  • изучить литературу по теме;
  • подобрать материал: упражнения по цветоведению, дидактические игры, задания;
  • развивать умения школьников воспринимать цвета и правильно воспроизводить их по трем параметрам: цветовому тону, насыщенности и светлоте;
  • формировать интерес и потребности в использовании цвета в творчестве через эмоционально-образное изучение возможностей цвета;
  • формировать у обучающихся художественно-образное мышление.

Педагогическая деятельность по развитию цветовосприятия у младших школьников может осуществляться в процессе учебной, творческой, игровой деятельности, в процессе проведения экскурсии, организации целенаправленного наблюдения, выполнения домашних заданий на восприятие.

Развитие цветового восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Развитию чувства цвета помогают уроки живописи. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета — все это процессы, в которых для детей много приятных ощущений. Стихия цвета и красок приходит вместе с ощущениями прозрачности потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости и хрупкости пастели, дающей множество нежных оттенков.

Давая обучающимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое воображение и способность смотреть на мир глазами юного художника.

На урок изобразительного искусства приходят разные дети, и каждый — с индивидуальным чувством восприятия. Наблюдая за творчеством обучающихся, целесообразно проводить цветодиагностику, которая помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Для этого учителю нужно наблюдать за тем, какие цвета предпочитает использовать ребенок в своих работах. После того как у учителя появится информация о детских цветовых предпочтениях, можно приняться за анализ этой информации.

Следующее упражнение направлено на развитие цветовой наблюдательности. Посмотрев несколько секунд в окно, дети перечисляют максимум цветов и их оттенков, которые удалось заметить. В другой раз пробуют передать их с помощью гуаши. Дети, включившись в игру, в дальнейшем будут сами ее совершенствовать, развивать и применять согласно своим задачам. Постепенно такая игра может стать неотъемлемой частью их жизни.

Большую пользу приносит коллекционирование образцов цвета. Постепенно у детей получаются целые альбомы с образцами цветной бумаги разной фактуры. Таких альбомов может быть до 10 в соответствии с цветами спектра, включая ахроматические ряды.

Чтение стихотворений, подбор к ним живописных полотен. Создание с помощью разнообразных живописных средств иллюстрации к выбранным поэтическим строчкам.

Выполнение упражнений на достижение разной тональности цвета.

Вопросы по цветоведению.

Упражнения по цвету полезно начинать с 1 класса. Обычно они выполняются в начале урока, перед заданиями в цвете. Можно провести упражнения и в середине урока, если учитель почувствовал, что дети недостаточно подготовлены к выполнению задания, или в конце урока, если осталось свободное время и имеется возможность подготовить обучающихся к следующему занятию или к домашней работе. Упражнения и задания могут выполняться на белом или цветном листе бумаги.

Развитие цветового восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Целесообразно для сравнения помещать на одном листе несколько рисунков с различным цветовым исполнением: монохромным и контрастным, с близкими тонами в пасмурный день и резкими светотенями в солнечную погоду.

Быстрые рисунки-фантазии, выполненные сразу кистью, доставляют обучающимся много радостных минут. Такие рисунки направлены на создание того или иного настроения, помогают детям находить наиболее выразительные цветовые отношения при исполнении длительного рисунка.

Знания, умения и навыки, полученные при выполнении различных упражнений, обучающиеся применяют при рисовании с натуры, по представлению или на тему, декоративном рисовании.

В решении учебно-воспитательных задач урока и развитии восприятия цвета основную роль играет наглядность и практический показ ведения работы красками и материалами учителем. В кратковременных упражнениях применяются разнообразные наглядные пособия в комплексе с пособиями, предназначенными для длительных рисунков. Подбор моделей — важное и трудное дело. От него во многом зависят эмоциональный настрой урока и успех работы.

Для изучения правил цветоведения необходимы разнообразные цветовые таблицы. Примеры рисунков обучающихся стимулируют выполнение работы, т.к. виден конкретный результат. Поэтому учитель должен иметь фонд детских работ. Также необходимы репродукции картин художников, слайды, музыкальные записи.

Таким образом, целенаправленное обучение младших школьников цветовосприятию и цветовоспроизведению на уроках изобразительного искусства способствует овладению приемами различения, передачи тонких градаций оттенков локальных и сложных цветов при рисовании с натуры, декоративном и тематическом рисовании. Это значительно обогащает их опыт художественного восприятия мира и положительно влияет на качество творческих работ.

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632595/

Развитие цвета у студентов на учебных занятиях по живописи

А. П. Лушина, г. Ставрополь

Живопись – как учебный предмет в художественной педагогике является одним из основных и сложных предметов, так как включает в себя многие знания об окружающем мире.

Развитие цветового восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Недостаточность знаний в области теории живописи приводит ко многим отрицательным явлениям в творческой практике художников и педагогов, особенно молодых, только выходящих на дорогу самостоятельного творчества и педагогической деятельности.

Большой вклад в разработку теории и практики обучения изобразительному искусству, методов развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов внесли российские художники-педагоги П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовский, Н. П. Крымов, К. Ф. Юон, Н. Н. Волков, Г. В. Беда, Н. Н. Ростовцев, АС. Пучков, Г. Б. Смирнов, А. Е. Терентьев, Е. В. Шорохов, А. А. Унковский, А. П. Яшухин и др.

Исследования зависимости восприятия цветотоновых отношений от психофизиологических особенностей развития личности занимались видные ученые, физиологи, психологи, педагоги: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Б. Г. Ананьев, А. И. Богословский, В. И. Кириенко, С. В. Кравков, Р. Арнхейм, Р. Г. Натадзе, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин и многие другие.

Восприятие, являясь познавательным процессом, характеризуется рядом закономерностей, основными из которых являются: целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность.

Любой предмет, являясь комплексным раздражителем, состоящим из целого ряда частей и отличающимся разными признаками, воспринимается, однако, целиком, в единстве всех своих качеств и признаков, что и обуславливает обобщенность, целостность восприятия.

Не случайно опытные художники, учитывая этот факт, стремятся в течение всего процесса изображения не упускать из поля зрения весь объект изображения, даже если изображается только фрагмент его или на рисунке, холсте показываются отдельные стороны, признаки предмета [3, 132].

Глазомер есть способность «на глаз» (без применения специальных и подсобных инструментов, приборов) определять пространственные свойства и прежде всего пространственные отношения объектов в изобразительной деятельности.

Цвет в жизни человека имеет важное значение. Окружающие нас предметы воспринимаются зрительно – характеризуются многообразием их свойств: формой, цветом, весом и т. д.

Цвет таит в себе необычайную силу эмоционального воздействия на психику человека, он может радовать, угнетать, вызывать эстетические переживания.

Развитие цветового восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Знание о живописном состоянии предмета, находящегося в различных условиях освещения, с различными цветовыми градациями в световой среде и методы его изображения на плоскости средствами живописи дают возможность молодому художнику-педагогу работать самостоятельно и грамотно вести уроки в школе.

Очень важно при обучении живописи, как и при обучении рисованию, идти от простого к сложному. Определенная система и методика обучения живописи должна быть творческим делом, как для преподавателя, так и для студента.

Искусство живописи по своей природе и специфике является одной из наглядных форм в обучении студентов. Правильное восприятие цвета достигается, прежде всего, наглядностью. Поэтому необходимо весь процесс обучения живописи сопровождать умело подобранным дидактическим материалом.

Продуманная система, последовательное накопление знаний, как по практическим занятиям, так и по научно-теоретическим знаниям о цвете улучшат и помогут студенту быстрее овладеть закономерностями реалистической живописи.

Творческая инициатива преподавателя должна отвечать общим задачам системы обучения, она должна быть на уровне современной науки и развивать творческие способности студентов, чтобы студенты осознанно понимали и усваивали эту систему, т. к. они будущие учителя изобразительного искусства.

Поиски форм и методов, которые обеспечивают эффективность процесса обучения живописи, сделают каждое задание программы научнообоснованным, целенаправленным, интересным и необходимым в постижении тех или иных законов живописи и всегда будут составлять главную задачу перед педагогом-исследователем по данному вопросу.

воспитания познавательного интереса;

активного формирования зрительного восприятия;

Развитие цветового восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства

умения цельно видеть и изображать эту цельность;

способности синтезировать увиденные вещи и явления в осмысленном изобразительном действии, несущем в себе элемент творчества.

Необходимость обладать развитым глазом художнику диктуется требованием как можно точнее оценивать пространственные свойства предметов, что в свою очередь, обуславливается целью реалистического, т. е., правдивого, отражения в художественном произведении объектов окружающего мира.

Большое значение для зрительного восприятия объема, рельефа предмета имеет распределение светотени на поверхности его. В сущности, предмет зрительно воспринимается только тогда, когда светотень

выявляет форму и объем предмета.

Активизация процесса восприятия и передача цветотоновых отношений

в живописи при работе с натуры, раскрывает широкие возможности глаза,

Обуч ение и творч ество – это единый, нераз делимый процесс; попытки искусственного их разделения пагубно сказываются и на обучений, и на творчестве. Анализируя практику разных педагогов, мы обнаружили значительные положительные результаты обучения там, где учебные задачи максимально приближались к собственно творческим. Именно в такой практике педагогика – это творчество, а педагог – и художник, и ученый, и изобретательный методист. Классические примеры тому П. П. Чистяков, И. Е.Репин, Д. Н. Кардовский и другие.

Нами условно определено пять периодов, в которых выделяются соответственно пять уровней восприятия цвета – от начальной стадии обучения до стадии умения решать собственно творческие задачи в живописи. Наблюдения показывают, что в основном студенты на протяжении всех лет обучения не выходят за пределы первого и второго периодов.

Развитие цветового восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Рассмотрим эти периоды.

1 период. Обучающийся воспринимает цвет упрощенно, не всматривается в предмет, не изучает его, не сравнивает с другими, пользуется открытым цветом (для изображения травы берет зеленую краскуи т. д.); у него отсутствует пространственное восприятие цвета. Цвет берется условно, не конкретно, вне всяких связей с цветом других предметов.

2 период. Налицо сравнительная характеристика внутри работы. Но цвет становится заученным, переходит из работы в работу. Усвоен прием, как взять, составить смесь для зеленого, голубого и т. д. Появляются привычные цветовые сочетания. Все работы по цвету становятся одинаковыми.

Появляется штамп. Обучающийся еще не воспринимает цвет в среде, в пространстве. Как правило, воздушная перспектива в цвете не передается, поэтому иногда возникает увлечение декоративным цветом. Отсюда при наличии определенной развитости вкуса появляется плоскостная живопись. Возникает психологический отказ от пространственного восприятия цвета и пространственной живописи.

3 период. Начинается с видения разницы освещенности в предметах изображения. Особенно наглядно это проявляется в пленэрной живописи. Живопись начинает приобретать градации тона и цветовой насыщенности.

4 период. Приобретается навык видения тонального и цветового диапазона в данном объекте изображения. Начало передачи собственно воздушной перспектива в цвете, состояния в природе. Ощущается разница интерьерной и пленэрной живописи. Возникает понятие гармоничности цветовых отношений.

5 период. Сформировано умение цветом передать эмоциональное состояние. Видение гармоничности цветовых отношений переход в видение колорита.

Колорит – это такое состояние тональных и цветовых отношений, котрое создает определенную гармоническую цветовую среду, формирующую, в свою очередь, тождественное эмоциональное состояние [2, 69].

Восприятие цвета формирует ся на основе освоения конкретной техники живописи. В процессе обучения постоянно возникают психолог иче ские б ар ь еры : студ ен как будто вид ит цв ет, но сост а вить такую же смесь не может. Овладение техникой сложный, длительный и трудоемкий процесс.

Развитие цветового восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Нами замечено, что большие перерывы в практическом обучений ведут к потере приобретенного качества восприятия цвета.

работа как учебный процесс нередко сильно недооценивается.

На академических занятиях педагог вполне может определить каждому обучающемуся индивидуальные дополнительные упражнения для самостоятельного развития. Принцип такого обучений состоит в самостоятельном решений студентом задач, которые ставятся им совместно с педагогом. Педагог должен в основном консультировать, вносить предложения

проблемного характера, эмоционально и творчески заряжать студента.

Педагог должен так организовать занятие, чтобы глаз обучающегося не уставал, видение не притуплялось (а к этому ведет чрезмерно длительное наблюдение постановки).

Активизация учебного процесса зависит от многих причин, но решающее значение в этом процессе имеет, на наш взгляд, научность подхода. Современному педагогу необходимо знания общей и специальной

психологии, психологии восприятия, творчества, знания теории обучения и воспитания, современной методики, собственно профессиональные знания живописи и истории искусств.

Без этих и многих других качеств, необходимых педагогу, нельзя рассчитывать на положительный результат в обучении. Только такой подход, такая методика не просто воспитывают художественные навыки, а формируют художника педагога.

(Материал взят из книги Антропологические основы современной теории и практики образования: Материалы V Международной научно-практической конференции)

Источник: http://studik.net/razvitie-cveta-u-studentov-na-uchebnyx-zanyatiyax-po-zhivopisi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.