Раннее развитие детей математика малышам

Раннее развитие: математика для детей

Информационный портал для заботливых родителей

Знакомимся с количеством

Однако, не стоит думать, что вы задерживаете ребёнка в развитии, не давая ему возможность увидеть все сразу, позаниматься сразу красными точками Домана или с пособиями Зайцева. Лучше пусть он прекрасно разбирается в немногом, чем во все попытается вникнуть, так ничего до конца и не закрепив.

В процессе жизни и в играх с ребенком у вас есть множество поводов, чтобы поговорить с ребёнком о количестве.

1. Я САМ. Да, начинать нужно с самого ребёнка, а начать это можно не в полтора года, а намного раньше (например, в 6-8 месяцев или ещё раньше). Но если вы раньше этого не делали, хотя я в этом сомневаюсь, потому что это так естественно, то начните сейчас.

Пересчитайте всё, что есть у ребёнка, всё из чего он состоит: два глаза, уха, две руки, ноги, один нос и т.д. Ребёнок любит разглядывать и обсуждать себя снова и снова, а вы спрашивайте: «Где у тебя ноги?», он покажет, а вы скажете: «У Кати две ноги!» и можете добавить: «Вот одна и вот вторая». Так просмотрите всё и пересчитайте. Причем, каждый раз говорите по-разному. Так вы начнете изучать счёт от одного до двух.

Тут же, то есть в любой игре, можно давать элементы математических действий, знакомить с составом числа. То есть вы как бы разыгрываете в лицах математическую задачу и сами же решаете её на глазах у ребенка доступными ему способами.

3. Пересчитывайте всё, с чем вы так или иначе связаны в быту – накрываете на стол или надеваете ботинки, убираете игрушки с пола или чистите картошку – считайте всё подряд, только не очень акцентируйте на этом внимание.

Игры и варианты занятий на количество.

Если малыш любит складывать что-нибудь куда-нибудь, проталкивать цилиндрики или монетки в дырку в коробке, катать мячики с горки – это тоже можно связать со счётом. Здесь у вас может получиться больше десятка или двух — постепенно выходим дальше. Ребенок складывает, вы считаете. Он слушает и пытается повторить. Так ребенок не только запоминает последовательность счета, но и может наглядно увидеть те двадцать или тридцать пять монеток, которые он положил в баночку.

Варианты таких игр:

«Веселое пересчитывание». Вам могут пригодиться геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги или картона, а также любые другие однотипные предметы, которые отличаются друг от друга.
Например:

  • маленькие и большие пуговицы,
  • макаронины в виде рожка и в виде палочки (любые другие),
  • спички (можно без серы) и монетки, спички и скрепки,
  • ручки и карандаши,
  • колечки от пирамидки и кубики,
  • все, что хотите с чем-нибудь другим, что вам нравится, главное, чтобы это были два множества однородных фигур, отличающихся друг от друга. Возьмите пять фигур одного цвета (формы и т.д.) и пять – другого.


Раннее развитие детей математика малышам

Через некоторое время доведите игру до состава числа десять, тогда берите одновременно двадцать фигурок, чтобы мог получиться целый десяток одного цвета, целый – другого, девять одного – одна другого и т.д.

Можно использовать при игре картонные поддоны для яиц (сейчас продаются поддоны на десять яиц с крышкой – от них нужно только отрезать крышку, или взять большой поддон на три десятка и острым ножом разрезать его так, чтобы получились два ряда по пять). Раскладывая в такой «десяток» монеты, шарики или что-то другое, малыш сам будет видеть, сколько осталось положить, чтобы получился целый десяток, что когда места в одной коробочке нет, начинается второй десяток, легко запомнит состав чисел второго десятка и далее.

Признаки и свойства

А как мы можем дать ребёнку возможность активно манипулировать признаками предметов? Наиболее удобны для этого – геометрические фигуры – их признаки ярко выражены и видны даже очень маленькому ребёнку.

Возьмите три основных фигуры – круг, треугольник и квадрат, трёх основных цветов – красный, синий, жёлтый, трёх размеров – большой средний маленький. У вас должно получится двадцать семь фигур, каждая из которых имеет три признака – форму, цвет, размер. Можно вырезать фигуры из цветного картона или же нарисовать на карточках одинаковой величины. Неплохо было бы сделать два совершенно одинаковых комплекта, чтобы была возможность находить абсолютно одинаковые фигуры по всем трём признакам.

Можете складывать фигуры по цветам на лист цветной бумаги нужного цвета. Или по форме – на листы белой бумаги, вырезанной в форме нужной фигуры. Или – по размеру на домик или силуэт мешочка из бумаги соответственно большой, средний и маленький. Можете сделать такого типа карты, объединяющие два признака.

Простой вариант – красный квадрат – для красных квадратов, маленький треугольник для маленьких треугольников, большой красный домик – для больших красных фигур.

Вариант посложнее – все карты выполняются в виде одинаковых домиков, у которых сверху – на чердаке два символа признаков – треугольник и красная клякса – для красных треугольников, большой мешок и квадрат – для больших квадратов и т.д.

В более старшем возрасте можно будет расширять и модернизировать варианты заданий для этой игры.

В возрасте от полутора до трёх лет ребёнок не может, да и не должен решать никакие логические задачи. Он ещё не знаком с логикой. А мы можем начать знакомить его с ней на жизненных примерах. Тут важно соблюдать несколько правил. Чтобы ребёнок уверовал в существование причинно-следственных связей:

Постарайтесь никогда не врать ребёнку и при нём, выполнять свои обещания и объяснять ребёнку всё, что происходит вокруг него.

Играйте в словесные игры «Это так, потому что…», «Что будет, если я сделаю …».

Включайте элементы логических умозаключений в ваши сюжетно-ролевые игры и в виде написанного текста в альбомы по знаниям на разные темы, начиная с самого простого: «люди ложатся спать, потому что устают и им надо отдыхать». А дальше вы будете давать более сложные понятия из разных областей знаний, главное, что ребёнок начнёт понимать, что у всего есть причина и бывает следствие.

Источник: http://danilova.ru/publication/math_04.htm

Математическое развитие детей


Раннее развитие детей математика малышам

Математика как наука сама по себе является фактором логического и интеллектуального развития ребенка, развитие его мышления, творческих возможностей. И ни для кого не секрет, что математическое развитие ребенка еще до школьного возраста дает большой плюс к успешному восприятию информации уже в школьном возрасте.

Математическое развитие детей раннего возраста

• Работа с конструктором.

• Игры для математического развития для детей.

Прежде, чем начать занятия с ребенком, необходимо тщательно подготовиться. Нужно подобрать средства занятия, которые смогут в течении 15-20 минут сосредоточить внимание малыша. Так же необходимо во избежание усталости ребенка менять действия в процессе. Главное в педагогических занятиях — уметь дозировать материал обучения, преподать его доступно и интересно для малыша раннего возраста. Не забывайте, что все обучение чаще всего должно происходить в игровой форме.

Игры для математического развития для детей:

3. Собираем урожай. Например, сбор яблок, для этого подойдут любые шарообразные предметы разной формы. Разлаживаем их по разным коробкам в зависимости от размеров (большие — к большим, средние — к средним, маленькие — к маленьким). Урожай можно выбрать любой, лучше всего, опираясь на предпочтения ребенка, так ему будет интересней.

4. Найди одинаковый. Разложите разные фигуры и предложите ребенку из всех выбрать одинаковый по цвету, размеру и форме с тем, который вы будете держать. В такой игре Вам можно делать ошибки и указывать на них, чтобы в дальнейшем ребенок сам замечал и указывал вам на эти ошибки.

5. Что загадали. В данной игре малыш учится ориентироваться в пространстве. Родителям понадобятся различные игрушки больших размеров (подойдут и куклы, и мягкие зайчики, мишки). Малыша посадите в центр, а выбранные игрушки — вокруг него. Родители загадывают любую из игрушек, а ребенок должен ее отгадать, основываясь на подсказки от папы и мамы. Например, где сидит игрушка – сбоку, сзади или спереди, какого цвета и т.д. Если малыш с легкостью угадывает, попробуйте усложнить подсказки. Важно заставить ребенка думать.

6. Покажи по-разному. Для данной игры необходимо минимум два ребенка. Одно и тоже слово, фигуру дети должны показать в разной интерпретации. Так ребенок знакомится с антонимами и в то же время учится мыслить.

Математическое развитие детей в семье

Логико-математическое развитие ребенка в семье происходит под управлением взрослого человека и постепенно. В процесс развития входят постоянные занятия, которые направлены на ориентирование в пространстве, изучение количественного значения, ориентирование во времени. Детям дошкольного возраста обязательны основы математики.

Из чего же состоит логико-математическое развитие детей дошкольного возраста:

1. Изучение количества (сложение, вычитание, сравнение, умножение, деление и т.д.). Но это только арифметика, многие думают, что на этом математическое развитие должно быть окончено. Это большая ошибка. Есть еще масса дисциплин в этом процессе.

2. Геометрия. Название говорит само за себя. Это процесс изучения фигур, их формы, цвет, размеры и т.д.


Раннее развитие детей математика малышам

3. Математику понять не сложно, достаточно разобраться в ее признаках, особенностях. Очень важно научиться классифицировать предметы по их признакам и особенностям, уметь сравнивать и видеть отличая. Существуют средства математического развития детей – их нужно иметь дома.

4. Вторая самая важная дисциплина на начальном этапе развития – это, конечно же, логика. Если у ребенка не будет логического мышления, то и с математическими задачами ему справиться будет крайне сложно. Вначале это простая логика окружающего мира (все произошло так, потому что… или не произошло, если мы хотим чтобы что-то произошло, мы должны…, или наоборот и т.д.) Необходимо объяснять ребенку, что у всего происшедшего есть своя причина. Не забывайте обыгрывать ситуации.

Математическое развитие выполняется:

1. Ежедневно само по себе. В этом случае родители используют ситуации, которые произошли сами по себе в логико-математических целях. Например, мама на кухне готовит ужин и просит ребенка подать две луковицы — одну маленькую, вторую большую. Дети очень любят такие совместные работы. Аналогично можно использовать такую игру и при уборке, глажке и т.д.

2. При обучении взрослыми. Важно не забывать, что маленькие дети воспринимают лучше всего эмоциональную информацию. При специальных занятиях используйте побольше стишков, игр, загадок, считалок, песенок. Игры – это основа обучения детей дошкольного возраста.

Методика математического развития детей дошкольного возраста довольно сложная и требует максимум времени и усилий. Все занятия и игры на первоначальном этапе не должны превышать 20-30 минут. Иначе ребенку станет не интересно, и второй раз его будет сложно заинтересовать. Не страшно, если игра будет длиться 10-15 минут, главное — не отбить у ребенка желание играть в дальнейшем.

Математическое развитие детей 3-4 лет

Многие взрослые считают, что не стоит нагружать детей 3-4 лет такой сложной наукой, как математика. По их мнению, для этого придуманы школы — это очень ошибочное решение. В таком раннем возрасте не стоит задача научить ребенка считать уравнения и примеры, стоит задача научить малыша логически мыслить, заставить ребенка думать перед каждым своим действием.

В этом возрасте уже можно учить ребенка количеству, величине, геометрическим фигурам, ориентированию в пространстве, ориентированию во времени. Все обучение проходит в игровой форме, с обязательным повторением для закрепления материала.

Источник: http://birth-info.ru/1159/parenting-Matematicheskoe-razvitie-detey/

Раннее развитие в радость

Блог Марины Бочкарёвой

Школа годовасиков. Математика для малышей

Приветствую вас, дорогие читатели блога! Я продолжаю рассказывать о наших с Дашей занятиях в «Школе годовасика» на сайте Лены Даниловой. В прошлый раз мы изучали транспорт, а сегодня поговорим про математику для малышей.

Математика для малышей от 1 до 2 лет: развиваем логическое мышление


Раннее развитие детей математика малышам

Сортировка по цвету происходит по такому же принципу: например, мы с Дашей в последнее время стали раскладывать мои английские карточки по цветам. У меня есть набор флеш-карточек для деток из серии «Magic English Disney», и Даша с удовольствием выбирает из них, где красные, синие, оранжевые и зелёные. Заодно и с английскими словами знакомимся попутно 🙂

Сортировку по форме лучше всего проводить с конструктором, опять же только в игре: жил-был на свете грузовик, кузов у него был квадратный и поэтому он обожал всё квадратное! Или мы ещё любим играть в поезд: в один вагон кладём только мячики, а в другой — только кубики, а когда поезд погружен, Даша с удовольствием возит его по квартире! Кстати, поезд этот сделан из простых коробок из-под обуви с протянутой верёвочкой.

Изучаем понятия «один-много»

Развитие логического мышления предполагает умение ребёнка 1, 5 лет различать понятия «один-много». Для этого постоянно сравниваем одинаковые предметы: вот у зайки одна морковка, а у лисы — много! Мишка пошёл гулять по лесу, нашёл много грибочков и дал один зайке и т.д. Сюжеты придумывайте по ходу игры и наблюдайте, что нравится вашему малышу. Например, моя Даша обожает, когда к ней прилетает Сова (игрушка на руку) и они вместе начинают рисовать. И, конечно, у Совы в лапках один фломастер, а у Даши — много!

Отличные идеи для изучения понятия «один-много» мы взяли из нашей любимой «Школы годовасиков«. Например, делали лес. Это задание стало отличным упражнением для развития и мелкой моторики, и воображения.

Ещё одна отличная идея, как можно в творчестве отработать понятия «один-много», это сделать аппликацию из пайеток . Мы с Дашей пока не делали, всё руки не доходят купить пайетки, мы делали нечто подобное из пуговиц, но это совсем не то… Вот несколько примеров:

Понятия «пара», «парный», «одинаковый».

Берём идентичные предметы, которые имеют один общий признак. У нас с Дашей это были детские вешалки из Икеи, по паре каждого цвета. Даша с удовольствием носила мне эти вешалки, когда мы вместе разбирали шкаф, а потом я просто взяла две голубого цвета и сказала — «Одинаковые», потом взяла две оранжевые — одинаковые. Потом взяла зелёную и попросила дать мне такую же, чтобы они были одинаковые. Даша быстро это усвоила, а потом и сама мне стала протягивать две вешалки одного цвета и называет: «Одиякывые».

Ещё одной прекрасной игрой на поиск пары является «Лото». С помощью этой игры можно учить с ребёнком любые темы. Вот как можно сделать математическое лото своими руками.

Шаг 1. Возьмите одинаковые крышки от пластиковых бутылок, наклейте на них цифры от 1 до 10 (можно и до 5 для начала), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и геометрические тела (цилиндр, пирамида и т.д.).

Шаг 2. Сделайте карточки, на которые нанесите такие же фигуры и цифры в произвольном порядке. На поле карточек можно оставлять пустые клеточки, чтобы не сильно загружать память малыша.

Шаг 3. Положите крышки в мешочек, а карточки пусть выбирает малыш (или если деток несколько, можно устроить соревнование: кто быстрее закроет все клеточки правильно). Принцип игры прост: нужно вытянуть из мешочка крышечку и положить её на правильную клеточку на поле карточки.

Математика для малышей от 1 до 2 лет: учим счёт

Чтобы малыш освоил счёт, надо просто считать с ним всё подряд: на прогулке машины (сколько стоит, сколько красных и т.д.), деток на площадке, велосипеды и т.д. Дома — считаем ложки к обеду, фигурки от сортера (в любой сюжетно-ролевой игре), юбочки и маечки, карандаши, игрушки — всё, что угодно. И, конечно, считаем пальчики, совмещая обучение счёту и пальчиковую гимнастику.


Раннее развитие детей математика малышам

Игры для обучения счёту от 1 до 5

Игра «Хрюша угощает»

Посмотрите, сколько друзей пришло к Хрюше на праздник. У всех гостей разный аппетит. Помогите Хрюше разложить угощение в тарелки в нужном количестве. Количество угощения должно соответствовать цифре, указанной над каждой тарелкой. Смотри не обидь гостей! Посчитай правильно.

Игра «Собери букет»

Сколько на полянке расцвело цветов. Какие они все красивые. Давайте соберем из них букеты и оставим в вазы. Но будьте внимательны! Количество цветов должно соответствовать цифре указанной на вазе.

Игра «Накорми рыбок»

Сегодня у нас с тобой будет необычная рыбалка! Мы будем ловить рыбок и искать для них корм.

Берём магнитную игру «Рыбалка», вылавливаем рыбок, на которых написаны цифры от 1 до 5. После этого ищем количество «корма», которое соответствует цифре. В качестве корма можно взять пуговицы, бусинки и любые другие мелкие предметы или крупу. Только смотрите, чтобы ребёнок не потянул мелкие предметы в рот.

Игра «Яблоки созрели»

Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам. Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки. Попросите малыша собрать урожай вместе с игрушками: пусть мишка соберёт два яблочка, зайка — три, а маленький котёнок — всего одно!

Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые. Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.

Флеш-игра «Рафик и его друзья»

Скачать игру можно тут.

Пожалуй на этом я закончу. Математика для малышей — это настолько обширная тема, что её невозможно охватить в одной статье. Так что следите за новыми выпусками, я обязательно буду делиться с вами нашими с Дашей успехами и новыми, интересными идеями!

Если Вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям! А также подписывайтесь на новости блога!

Источник: http://www.razvitievradost.ru/shkola-godovasikov-matematika-dlya-malyshej/


Раннее развитие детей математика малышам

Математика для самых маленьких

Можно ли заниматься математикой с годовалым или двухлетним карапузом? Смотря какой!

Увы, все раннее развитие принято сводить именно к раннему обучению счету и чтению. А это как раз противопоказано для таких крох, их мозг еще физиологически не готов к подобным манипуляциям. Однако есть и другая математика.

Когда мы говорим о математике для малышей, мы имеем в виду, скорее, знакомство с главными логическими понятиями: один и много, больше-меньше, выше-ниже, множество и пр. Очевидно, что эти понятия нужны не только для развития математического мышления. Они в целом помогают структурировать накопленную информацию, но для этого малышу нужно время. Так что, пожалуйста, не спешите!

Принцип освоения материала должен быть следующий: сначала контрастные понятия (один – много, высокий – низкий, большой – маленький), а затем более подробно рассматриваем, что же «посередине», учимся сравнивать количество, высоту, размер.

Помните, как в замечательном мультике о мартышке, слоненке и удаве слоненок спрашивает своих друзей:

– Сколько нужно орехов, чтобы получилась куча?

(В скобках заметим, что слоненок, между прочим, поднимает старую философскую проблему, впервые сформулированную еще древнегреческим философом Зеноном – в какой момент количество перейдет в качество, и одна песчинка превратит «не-кучу» в «кучу»).

Но мы пока не будем углубляться в философские эмпирии. Нам важно сейчас усвоить понятия «один» и «много». Собственно, эти слова постоянно звучат в нашей речи, и малыш уже имеет примерное о них представление. Осталось только во время игры подчеркнуть, что «читает» книжку одна куколка, а на диване сидит много кукол. В гараже стоит одна машинка, а по дороге ездит много машин.

Когда эти понятия кроха хорошо усвоит, можно перейти к определению «несколько». Два-три предмета – это несколько.

Обратите внимание, что ваши слова обязательно должны сопровождаться действиями с реальными предметами, а не картинками. Не сомневайтесь, наступят времена, когда ваш карапуз и на картинке четко покажет, где одна ягодка, где много, а где – несколько. Но пока картинки для него – это лишь символ. Разобраться с ними значительно сложнее, чем с реальными предметами, которые можно взять в руки.

Столько же, меньше, больше

Но вот незадача! В какой-то момент морковок оказалось меньше , чем зайцев. А пирожки, наоборот, остались лишние, значит, их больше , чем кукол.

Для тех родителей, которые считают, что это слишком просто, сообщаю, что подобные задачки есть даже в учебниках математики для первого класса. Мы ни в коей мере не ставим перед собой задачу пройти школьную программу в нежном младенчестве, но сейчас нам хотелось бы наметить основные логические понятия, с которыми малыш по мере своего взросления будет знакомиться все глубже.


Раннее развитие детей математика малышам

Особенно, если вы спросите его, сколько конфет ему дать: одну, две или сразу четыре.

Сколько придумано многочисленных дидактических игр для того, чтобы «находить лишнее», «составлять пары», «подбирать аналогии»! Чего там только нет: то птички среди жирафов, то квадратики среди кружков, то васильки среди кактусов.

Но когда двухлетний кроха начинает сортировать бумажные карточки с неведомыми зверюшками, что-то в этом есть… противоестественное.

И в этом отношении мне очень нравится идея вальдорфских педагогов классифицировать предметы, так сказать, по принципу здравого смысла. Когда все игрушки малыша сваливаются в один ящик (пусть даже прозрачный), возникает ощущение хаоса. Лучше, если для игрушек будет отведен специальный шкаф или этажерка, и для каждого вида игрушек – своя коробочка или корзинка. Где удобнее хранить кубики? У них ровные грани, их можно аккуратно уложить в коробку. Туда же отправится и прочий деревянный строительный материал.

А вот различные корзинки для ракушек, шишек, каштанов… Можно даже ничего не объяснять малышу, не объявлять громогласно: «Вот сюда складываем только посуду, а сюда – только камушки!». Просто изо дня в день после игры вместе с малышом собирайте ваши сокровища. И он обязательно заметит, что шишка, случайно попавшая в корзинку с ракушками, здесь лишняя. И сам положит ее куда нужно, а не запихнет ногой под кровать.

В такого рода классификациях есть глубокий практический смысл: наводится порядок, комната становится уютной, а в нужный момент всегда можно найти именно то, что требуется.

Познается все в сравненье

Гуляя с ребенком по улице, занимаясь домашними делами, играя в обычные сюжетно-ролевые игры, обращайте внимание крохи на признаки предметов. Этот дом высокий, а тот – низкий. Здесь дорога широкая, смотри: рядком помещается мама, Даша и коляска, а здесь узкая, только гуськом можно пройти. Принеси, пожалуйста, большую куклу. Нет, это маленькая, а нам сейчас нужна большая, она будет куклой-мамой.

Именно в таких бытовых ситуациях ребенок учится сравнивать размер и форму предметов.

Сериация – это еще одна логическая операция. Заключается она в том, чтобы распределить предметы по размеру: от меньшего к большему. Первый опыт сериации малыш уже получил, распределяя между медвежьим семейством многочисленные предметы домашнего быта.

Впоследствии ребенок будет сам выстраивать матрешек по росту.

Проверить, правильно ли выстроен ряд, очень легко. Для этого нужно лишь снова собрать всех матрешек по очереди. Если какая-то не поместилась в свою старшую сестричку, значит, произошла ошибка. Попробуем снова? Во время такой игры тренируется глазомер, мелкая моторика, развивается пространственное мышление.

Для матрешек разного размера, можно, как и для мишек, подбирать платочки (отлично, если они по тону будут подходить к матрешкиной одежде, это не только воспитание художественного вкуса, но и еще одна логическая операция). Можно раздавать им палочки, кружочки или кубики различной величины (пусть ребенок решит сам, на что это похоже: на кусочки мыла, чтобы вымыть руки, или фломастеры для рисования).

А потом можно подобрать для сестричек разного размера одеяла из подготовленных лоскутков ткани.

Поверьте, такие нехитрые, на первый взгляд, умения, значат для развития малыша очень много! Известный французский психолог Жан Пиаже считал, что уровень классификации и сериации – это основной показатель интеллектуального развития ребенка.

Источник: http://medportal.ru/enc/parentschildren/precocity/9

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.