Психологическая безопасность ребенка

Психологическая безопасность ребенка.

Презентация (для родителей). Психологическая безопасность как одно из требований безопасности ребенка в социуме. По материалам Ю.А. Афонькиной

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА (по материалам Ю.А. Афонькиной ) ПОДГОТОВИЛ: А.С. ЛОПАРЕВА, педагог-психолог МБДОУ № 39 «Сказка» г. Кызыла РТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СЕГОДНЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В СОЦИУМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ЭТО ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ УГРОЗ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ, УНИЖЕНИЯ И ОСКОРБЛЕНИЯ, ОТ ТОГО, ЧТО ЧЕЛОВЕКА ЗАСТАВЛЯЮТ ДЕЛАТЬ ПРОТИВ ЕГО ЖЕЛАНИЯ, ОТ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ, ЗАБРОШЕННОСТИ И НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ

ВЫСОКАЯ ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ В ПРИРОДНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ СОХРАННОСТЬ ПРИВЫЧНОГО ПОЗИТИВНОГО САМОЧУВСТВИЯ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА

БЫСТРЫЕ ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА СОПРЯЖЕНЫ С ЕГО ПОВЫШЕННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ КО ВСЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ. НЕПРАВИЛЬНО ПОНЯТЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПОТРЕБНОСТИ МАЛЫША ИЛИ ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПРИВОДЯТ К ТОМУ, ЧТО АТМОСФЕРА, В КОТОРОЙ НЕ ПРОСТО РАСТЕТ, А ВЗРОСЛЕЕТ РЕБЕНОК, СТАНОВИТСЯ ПСИХОЛОГИЧКЕСКИ НЕБЕЗОПАСНОЙ ДЛЯ ЕГО РАЗВИТИЯ СРЕДОЙ В дошкольном ВОЗРАСТЕ ОТ ПОЗИЦИИ ВЗРОСЛОГО ЗАВИСИТ, НАСКОЛЬКО МАЛЫШ БУДЕТ БЛАГОПОЛУЧЕН В СВОЕМ РАЗВИТИИ

ДОШКОЛЬНИК (особенно в возрасте ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ) НАИБОЛЕЕ ПОДВЕРЖЕН ВЛИЯНИЮ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ. ПОВЫШЕННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ МАЛЫША ПРИВОДЯТ К ТОМУ, ЧТО НЕРЕДКО ВОЗНИКАЕТ НЕГАТИВНЫЙ ФОН ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ВХОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОРГАНИЗОВАННУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ДОУ ПОЗВОЛЯЕТ НАЧАТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ РАБОТУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ФАКТОРЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ УГРОЗАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, МОГУТ НАКАПЛИВАТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ, А ПОТОМ ВЗРОСЛЫЕ «ВДРУГ» ЗАМЕЧАЮТ У НЕГО СТОЙКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ЭМОЦИЙ, ОБЩЕНИЯ ЭТО НАДО ЗНАТЬ!

В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО СНИЖАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА ПРОТИВОСТОЯТЬ НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ФАКТОРАМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ЧТО СТАНОВИТСЯ ОСОБЕННО ЗАМЕТНО В ПЕРИОД ЕГО АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ. СНИЖАЕТСЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ РЕСУРС СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРАСТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ НАРУШАЮТСЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ дошкольника , РАЗВИТИЕ ЕГО ЛИЧНОСТИ СТАНОВИТСЯ ДИСГАРМОНИЧНЫМ, ИСКАЖАЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ ЭТО НАДО ЗНАТЬ!

ВОЗНИКАЮЩЕЕ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ПОРОЖДАЕТ ПОИСК СУРРОГАТНЫХ ВЫХОДОВ В ВИДЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, ПРОТЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ, АФФЕКТОВ, НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ. ДАННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРИЗУЮТ НАРУШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

НАРУШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПРОИСХОДИТ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СЛОЖНОГО КОМПЛЕКСА БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЧИН: СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕФЕКТОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ И СТРЕССОВ, СВЯЗАННЫХ С ЕГО СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

В РАННИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СУЩЕСТВЕННО ПОДВЕРЖЕНО НАРУШЕНИЯМ ВВИДУ НЕПРАВЛЬНО ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ ОСОБЕННО ЧАСТО К НАРУШЕНИЯМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПРИВОДЯТ ДЕПРИВАЦИЯ, ФРУСТРАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ ЭТО НАДО ЗНАТЬ!

ДЕПРИВАЦИЯ – ЭТО ЛИШЕНИЕ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ЛИШЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. ВЫДЕЛЯЮТ СЕНСОРНУЮ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ, МАТЕРИНСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ДЕПРИВАЦИИ

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ ИМЕЕТ МЕСТО В СИТУАЦИИ НАРУШЕНИЯ АНАЛИЗАТОРОВ ИЛИ ПРИ СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ, ОБЕДНЯЮЩИХ СТИМУЛЫ, ИДУЩИЕ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Психологическая безопасность ребенка

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОГРАНИЧЕНИЕ (ИЛИ ЛИШЕНИЕ) ПОТРЕБНОСТИ В ДВИЖЕНИЯХ, КОТОРАЯ У ДЕТЕЙ ВЫРАЖЕНА ОЧЕНЬ ЯРКО. СУЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА, ДОСТУПНОГО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, МОТОРНОЙ АКТИВНОСТИ, ЖИЗНЬ В ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ КВАРТИРЫ, ПОСТОЯННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ (ЧТОБЫ НЕ ЗАПАЧКАЛСЯ, ЧТОБЫ НЕ УПАЛ, НЕ ПРОСТУДИЛСЯ И Т.П.) ПРИВОДЯТ К ТОМУ, ЧТО РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ, ПОДАВЛЕННЫМ ИЛИ АГРЕССИВНЫМ

МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ НАБЛЮДАЕТСЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ И ИМЕЕТ КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР. ОНА ПРОЯВЛЯЕТСЯ И В ТОМ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛИШЕН ОБЩЕНИЯ С МАТЕРЬЮ, И ЕСЛИ МАТЬ НЕ ПРОЯВЛЯЕТ В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ ФИЗИЧЕСКУЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ЗАБОТУ О МАЛЫШЕ, ПРЕНЕБРЕГАЕТ ЕГО НУЖДАМИ. ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ БУДЕТ НЕУВЕРЕННОЙ, НЕПРОЧНОЙ, ПРИЧИНОЙ ЧЕГО ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ЗАБРОШЕННОСТЬ. ТАКОЙ РЕБЕНОК ЛИШЕН УВЕРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ НАПРЯЖЕННОСТИ, СТРЕССА.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ ВЫРАЖАЕТСЯ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ УСТАНОВИТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ЕМУ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ. ТАКАЯ СИТУАЦИЯ ВОЗНИКАЕТ НЕ ТОЛЬКО В СИТУАЦИИ СИРОТСТВА, НО НЕРЕДКО И ВО ВНЕШНЕ БЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ, КОГДА РЕБЕНОК ПРЕДОСТАВЛЕН САМ СЕБЕ, НЕ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЯ В ЖИЗНИ СЕМЬИ, Т.Е. В СВОИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОН ПСИХОЛОГИЧЕСКИ И ФИЗИЧЕСКИ ОТЧУЖДЕН ОТ СЕМЕЙНОЙ МИКРОСРЕДЫ

для ребенка, пребывающего в группе ДОУ, определяющим его психологическую безопасность фактором является эмоциональное отношение в адаптационный период к нему родителей Знание родителями типологии эмоционального отношения взрослого к детям поможет им преодолеть психологические угрозы, которые могут иметь место в образовательной среде для их ребенка

5. Пассивно – отрицательный тип отношений родителей к детям отличается их скрытой отрицательной направленностью к детям, к своим родительским обязанностям. родители могут демонстрировать внешние признаки хорошего отношения к детям, заботы о них, однако на самом деле к детям безразличны Типология эмоционального отношения взрослого к детям (н. а. березовин , я. л. Коломинский )

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА КОМФОРТНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНУЮ СРЕДУ

С точки зрения психологической безопасности и направления деятельности родителей в адаптационный период в отношении детей является Содействие ребенку в адаптации к новым условиям жизнедеятельности в доу через создание единого безопасного пространства: Единый режим дня Музыкотерапия Игровая деятельность (разучивание и проигрывание игр, пальчиковая гимнастика и т.п.)

Уважаемые родители! Психологическая безопасность и психологическое здоровье детей – в ваших руках!

Источник: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/02/05/psikhologicheskaya-bezopasnost-rebenka

Консультация на тему:
Психологическая безопасность ребенка в семье

Психологическая безопасность ребенка в семье

Психологическая безопасность ребенка в семье

(4 слайд) Но, к сожалению, семья (даже внешне благополучная) очень часто напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. А ведь именно семья должна обеспечивать развивающий характер ребенку-дошкольнику, а школьникам – состояние психологической защищенности. Дети очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта.

Психологическое насилие в семье имеет следующие проявления: употребление родителями бранных слов и крика, постоянные допросы и унижения, оскорбления, проявление грубости по отношению к друзьям ребенка, оскорбление их, контроль и ограничение действий, неясные угрозы.

Что же является основными причинами нарушения психологической безопасности ребенка в семье?

  1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда когда даже ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
  2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой, т.е. неумением справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.

Психологическая безопасность ребенка

Все перечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения или стресса. Более того, нарушения внутрисемейных отношений приводят к формированию социально опасного поведения ребенка.

Типичными нарушениями родительского поведения, которые неизбежно нарушают психологическую безопасность ребенка и побуждают его формировать всевозможные способы психологической защиты, можно отнести и следующие внутрисемейные моменты: прямое и непрямое доминирование родителей, безразличие к ребенку, недостаток теплоты и уважения к индивидуальным потребностям ребенка, понуждение принимать чью-то сторону в родительских спорах, невыполнение обещаний.

Родители, страдающие от упрямства, «неуправляемости» своих детей, не отдают себе отчета в том, что все это проявление детского бессилия. Поэтому, сталкиваясь с реакциями защитного поведения, надо не столько огорчаться и раздражаться, сколько проявлять терпение и, главное, любовь и дружескую снисходительность.

(7 слайд) А как же справиться с этим причинами, которые приводят к нарушению психологического здоровья? Существуют 3 фактора, которые позволяют родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения.

(8 слайд) 1.Это взаимоотношение родителей . Ребенок — плод взаимоотношений родителей. И любовь родителей друг к другу — это его жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности. Если ребенок видит, что его родители любят друг друга, он чувствует себя в безопасности.

Поэтому, обнимитесь на глазах у детей,говорите о том, что любите друг друга, чтобы дети это слышали. Как минимум: не ссорьтесь, не выясняйте отношения, не плачьте на глазах у детей.

И еще важным моментом является личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать этого от детей. Требуйте от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни. Как известно, «дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами.

Если же ребенок такой помощи не получает, то скрываемое представление о своей неполноценности, ущербности, усиливает в его характере замкнутость, робость или враждебность к окружающим. В таких условиях необходимость компенсации делает ребенка эгоцентричным: он все время хочет быть в центре внимания и непрерывно требует признания своих достоинств. Это раздражает общающихся с ним, и поэтому ребенок находится в постоянном конфликте с родителями, воспитателями и учителями.

(11 слайд) Поскольку психологическая безопасность ребенка — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям не стоит экономить силы на ее обеспечение в детстве.

У детей существует колоссальная потребность в родителях. Поэтому важно уделять время ребенку, проявлять интерес к жизни ребенка. Спрашивать, как прошел день, что он думал, переживал, чувствовал. Не только про уроки и школу, но и про друзей, про последний фильм который он смотрел. Выслушивать своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили. Рассказывает — значит, доверяет вам. Важно не потерять этого доверия.

Необходимо уважать мнение ребенка, делиться своим жизненным опытом, проводить вместе время.

Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/11/24/psikhologicheskaya-bezopasnost-rebenka-v-seme

Психологическая безопасность детей в ДОУ

Опыт работы по психологической безопасности в детском саду с ипользованием сенсорной комнаты.

Психологическая безопасность ребенка

Психологическая безопасность ребенка

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества», — пишет В.А. Сухомлинский.

Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра.

Создание условий психологического комфорта, когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка, получило название «психологической безопасности». Такие условия начинают создаваться в нашем детском саду с первой минуты пребывания ребенка в группе.

Отношения в нашем коллективе, с детьми строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности. Детям нравится участвовать в совместной деятельности, вместе играть, создавать проекты и коллективные творческие работы. В детско-взрослых отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. В нашем детском садике существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам.

Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог нашего учреждения при участии родителей и воспитателей группы.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде сада проходит или уже прошла успешно.

Психологическая безопасность — такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка.

В нашем детском саду для психологической разгрузки проведена работа по созданию в каждой группе психологических уголков – уголков уединения, в которых ребенок может отдохнуть от шума группы, порисовать, полистать детские журналы книги, поиграть с любимой игрушкой, послушать музыку и др.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми. Педагоги нашего доу имеют возможность освоить и внедрить с воспитанниками методические приемы и психокоррекционные методы, способствующие сохранению психического здоровья и предупреждению психоэмоциональных перегрузок у детей:

Для обеспечения психологической безопасности ребенка разработана система мероприятий:

— профилактика психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспитания: гимнастика, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;

— работа с природными материалами — глиной, песком, водой, красками. арттерапия (лечение искусством, творчеством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма;

— музыкальная терапия — регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творческих способностей оказывает театрализованная деятельность. Дети полностью погружаются в роль;

— предоставление ребенку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;

— расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми; создание развивающей предметно-пространственной среды.

Психологическая безопасность ребенка

Оборудование нашей сенсорной комнаты разнообразно: сухой бассейн, мягкие кресла-мячи, сенсорные дорожки, звездное небо, кривые зеркала, сухой дождь, мягкие модули, пузырьковые колонны, специальное музыкальное сопровождение. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимоедля развития и оказания положительного воздействия на психику ребенка. Для очищения воздуха имеется генератор аэроионов «Горный воздух».

Использование сенсорной комнаты направлено на решение следующих задач:

  • развитие познавательной активности;
  • стимуляция сенсорных процессов;
  • коррекция психоэмоционального состояния (преодоление замкнутости, застенчивости, агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения);
  • повышение мотивации;
  • развитие общей моторики;
  • стимуляция ослабленных сенсорных функций;
  • облегчение социальной адаптации;

В ходе игровых сеансов педагогами используются различные методики для воздействия на ребенка через соответствующие органы чувств: свето-, звуко-, и цветотерапия. Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным, сказочным эффектом обладают световые стимулы:

Все проводимые в сенсорной комнате игровые сеансы носят развивающий характер. А для того, чтобы педагоги могли сами проводить игровые сеансы в сенсорной комнате, я провела семинар «Сенсорная комната. Правила поведения», на котором всех ознакомила с методикой проведения занятий, игровых сеансов.

На своем опыте убедились, что пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению психоэмоционального состояния детей, способствует сокращению адаптационного периода, улучшает общее самочувствие, нормализует сон.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/05/07/psikhologicheskaya-bezopasnost-detey-v-dou

Консультация по теме:
Консультация для воспитателей ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Консультации для воспитателей

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Консультации для воспитателей

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Психологическая безопасность ребенка

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. Не случайно мы начали книгу с критериев отбора сотрудников для работы с самыми маленькими.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

11. Неблагоприятные погодные условия.

12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. п.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

Психологическая безопасность ребенка

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

— в трудностях засыпания и беспокойном сне;

— в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

— в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

— в рассеянности, невнимательности;

— в беспокойстве и непоседливости;

— в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

— в проявлении упрямства;

— в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

Психологическая безопасность ребенка

— в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

— в игре с половыми органами;

— в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

— в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

— в повышенной тревожности;

— в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.

Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система обшей и индивидуальной психологической защиты детей.

Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог дошкольного учреждения при участии родителей и воспитателей группы.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде яслей проходит или уже прошла успешно.

Психоэмоциональное остояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий.

С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой — можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности — все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.

Режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное дня них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, так как в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/06/07/konsultatsiya-dlya-vospitateley-0

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.