Органы чувств у детей

Органы чувств у детей

При посредстве органов чувств человек воспринимает явления окружающей его и воздействующей на него среды.

Процесс обучения и воспитания человека со дня его рождения осуществляется при непременном непосредственном участии органов чувств.

Хотя чувство вкуса у грудных детей уже достаточно развито, они не могут ещё сами по вкусу определить пригодность или непригодность (вредность) той или иной пищи. Вкус у детей и подростков иногда может быть ослаблен в зависимости от различных причин, например, при болезненных (воспалительных) состояниях, значительных расстройствах питания, при ревматизме и др. Однако солёный вкус ощущается детьми, как правило, постоянно.

Развитие вкусовых ощущений у маленьких детей следует учитывать при назначении и приготовлении им пищи. Приученный к слишком сладкой пище ребёнок нередко отказывается от новых, необходимых для его организма, но менее сладких блюд. Можно также легко избаловать вкус детей путём питания их слишком разнообразными, в частности изысканными, вкусовыми веществами, вследствие чего у них нередко вырабатывается нежелание есть менее вкусные кушанья. Чувство вкуса находится в тесной связи с обонянием.

Чувство обоняния может резко снижаться при наличии насморка, особенно хронического. Курение также понижает восприятие запахов.

Развитие чувства осязания (прикосновения) зависит от соответствующих упражнений. Осязательные ощущения у маленьких детей играют большую роль в выработке у них психических представлений. Путём упражнений можно довести осязательное чувство до весьма большого уровня, что подтверждается опытом слепых. Обычно в раннем возрасте упражнение детей в осязании происходит непроизвольно — путём многообразного прикосновения к игрушкам и другим предметам.

Всесторонне развитое чувство осязания делает человека более вооружённым в жизни и способным познавать окружающую действительность во всех её деталях.

Орган зрения . Наибольшего внимания требует орган зрения, так как видимое восприятие мира происходит только при его посредстве.

Световые лучи, проникнув через зрачок в полость глаза и достигнув сетчатой оболочки, раздражают палочки и колбочки сетчатки. Возникающее в них возбуждение передаётся по зрительному нерву в кору больших полушарий, вызывая зрительное восприятие (видение предметов). Для обеспечения ясного видения необходимо приспособление глаз к различным расстояниям (аккомодация), поскольку рассматриваемые предметы обычно находятся на различных расстояниях от глаз.

Нормальный глаз хорошо видит как близкие, так и дальние предметы вследствие того, что аккомодация его действует вполне исправно, особенно в детском возрасте. Но при сильном зрительном напряжении, особенно при недостаточном и плохом освещении, функция аккомодации может быть нарушена, и изменения формы хрусталика становятся затруднительными.

Глаза детей по своему строению отличаются от глаз взрослых. Глазные впадины и глазные яблоки у них относительно больше, чем у взрослых. Белковая оболочка глаз (склера) у детей тоньше, чем у взрослых, а роговица толще. Сосудистая оболочка глаз у детей тоньше, чем у взрослых. Хрусталик у детей в первые 6 месяцев имеет более выпуклую форму, чем в последующие годы, когда его поверхность становится более плоской.

Способность различения цветов не у всех детей появляется в одинаковое время. Первоначальное различение цветов (отличие чёрного от белого, тёмного от светлого) появляется обычно в начале 2-го года, затем распознаётся красный цвет, потом зелёный, далее голубой и, наконец, жёлтый. Полное различение цветов у детей происходит в конце 3-го года. Но при упражнении оно может появиться и ранее.

Органы чувств у детей

Новорождённые дети ещё не обладают способностью аккомодации. Способность приспособления глаз к видению на различных расстояниях вырабатывается постепенно. Хрусталик у детей дошкольного и школьного возраста имеет менее выпуклую форму, чем у взрослых. Передне-задняя ось его более короткая, что обеспечивает сравнительно большую дальнозоркость глаз у детей. По данным Ф. Ф. Эрисмана у детей 8-10 лет дальнозоркость составляет 67,8 %.

Хрусталик у детей весьма эластичен, что обеспечивает быстрое изменение его формы. Это обстоятельство говорит о том, что дети обладают значительно большей способностью аккомодации, чем взрослые.

С возрастом способность аккомодации постепенно снижается, хрусталик значительно теряет свою эластичность. Вследствие этого пожилые люди, особенно старые, очень плохо видят на близком расстоянии и им обычно трудно рассматривать мелкие предметы (например, обычный печатный текст в книгах и газетах) без помощи очков.

Зрение у детей и подростков, как правило, более остро, чем у взрослых. При продолжительной работе, связанной с напряжением зрения, например, при рассмотрении мелких предметов на близком расстоянии (чтение, письмо и т. п.), особенно при недостаточном и неправильном освещении, острота зрения у детей и подростков может уменьшиться.

Орган слуха . При помощи органа слуха воспринимаются различные звуки.

Звуковые колебания воздуха воспринимаются барабанной перепонкой, которая приводится благодаря этому в колебательные движения. Одновременно с этим приходят в колебание слуховые косточки среднего уха. От них звуковые колебания передаются в жидкость внутреннего уха, благодаря чему приводятся в состояние возбуждения чувствительные клетки кортиева органа, состоящего из особых клеток, связанных с окончаниями волоконец слухового нерва. Возбуждение по слуховому нерву передаётся в головной мозг.

Слух у детей становится вполне отчётливым к концу 2-го, в начале 3-го месяца жизни. В это время ребёнок поворачивается на звук, уже прислушивается к звукам чужого голоса и шумам, возникающим от собственных движений (например, шуршание своего собственного платья, падение игрушки на пол и т. п.). В конце 3-го месяца дети «ищут» глазами, когда слышат чей-либо голос. В последующие годы слух у здоровых детей вполне развит.

Особенное внимание следует обращать на уши детей и подростков во время болезней (и после них), при которых возможны различные осложнения, в частности, воспаление среднего уха (скарлатина, корь, свинка, менингит и др.). Тщательный уход за ушами и наблюдение за ними предохранит от возможных тяжёлых последствий их заболеваний — понижения слуха, тугоухости и глухоты.

Вредными для органов слуха детей являются также чрезмерно сильные звуки, так как они могут вызвать расстройство слуха. Особенно это относится к маленьким детям. Поэтому следует удалять от ребёнка всякий сильный и внезапный шум.

Большое значение для развития органов слуха у детей и подростков имеют слуховые упражнения. В раннем детстве таким упражнением может быть слушание простых ритмических мелодий (например, колыбельной песни). В более старших возрастах (дошкольном и школьных), наряду со слушанием музыки, целям слуховых упражнений служит пение различных песен самими детьми. Обучение пению и музыке также весьма развивает слух детей и подростков.

Весьма существенно воспитывать в детях и подростках способность распознавать более тонкие оттенки звуков, различать шорох, шелест и т. п. Этому содействуют некоторые детские игры, например, игра в «жмурки». Весьма развивает тонкость слуха различение звуков в природе, например, прислушивание к шелесту листьев, движению ветра, пению птиц и т. п. Этим путём можно в значительной мере усовершенствовать слух и достигнуть большой его остроты, что имеет немаловажное практическое значение.

Источник: http://www.blackpantera.ru/gigiena/31132/

Развитие органов чувств у детей

Как и все человеческие существа, ребенок воспринимает окружающий его мир с помощью органов чувств. Развитие органов чувств идет параллельно с физическим и развитием двигательных функций. К моменту рождения малыша все органы чувств уже полностью сформированы, и уже с первого дня жизни ребенка они начинают функционировать, продолжая при этом развиваться.

Органы чувств у детей

Первое время реакции новорожденного — это всего лишь рефлексы, однако через восприятие результатов своих рефлекторных движений он шаг за шагом постигает координированные действия. И важными помощниками в этом процессе являются органы чувств.

С каждым днем возрастает их чувствительность к внешним раздражителям. В первые дни ребенок видит лишь размытые теневые изображения и хотя и воспринимает звуки, но не может определить их источник. В три месяца он уже контролирует органы слуха и зрения.

Развитие зрения у ребенка

Новорожденный воспринимает вначале только те части лица матери, которые находятся к нему ближе всего: ее нос, глаза… Движения для ребенка — это пока лишь смена размытых изображений, его взгляд следует за ними только в горизонтальном направленна.

На втором месяце жизни малыш уже воспринимает лицо матери как единое целое. Его взгляд также притягивается ко всему, что блестит и располагается в непосредственной близости. В это время родители могут наблюдать, как он следует взглядом за блестящими предметами, которые держат перед его глазами.

Поиграйте с ребенком, постарайтесь установить с ним зрительный контакт. Это не только стимулирует развитие зрения у ребенка, но и является хорошим способом проверить, нормально ли протекает его развитие.

Интенсивный зрительный контакт — хороший стимул для развития зрения ребенка, он всегда доставляет ему удовольствие.

Малышу нравится шуметь — развитие слуха у детей

Намеренное создание шума является одним из первых координированных действий ребенка.

Начиная с седьмого месяца ребенок уже может выполнять координированные действия: например, схватить какой-то предмет, хорошенько потрясти его или ударять им по другому предмету, чтобы создавать шум, так происходит развитие слуха у детей. При этом внимание ребенка сконцентрировано на издаваемых звуках.

Еще несколько недель назад он вынужден был держать предметы обеими руками, — тогда подобные звуковые эксперименты вряд ли были бы возможны. Но теперь хватка его стала настолько уверенной, что он может держать одной рукой самые разные предметы и стучать ими друг об друга — например, деревянной ложкой о сковородку.

Что за прелестная игра для развития слуха у детей! Для малыша любой шум — как музыка, интересен и в диковинку. Поэтому он может долге сидеть на своем стульчике и, словно зачарованный, слушать, как звенят предметы, которые он бросает на пол.

Органы чувств у детей

Практические советы

Для гармоничного развития органов чувств ребенка следует подвергать их действию разного рода раздражителей. Например, можно дать малышу несколько детских музыкальных игрушек разного цвета, которые различаются на ощупь, по-разному гремят или звенят.

Локализация источника звука

Ребенок любит, когда с ним разговаривают или поют. Он реагирует на голоса, обращает к нам свой взгляд. Он интересуется также звуками, которые издает сам. Он уже может определить, что или кто является источником звука, который он слышит.

Если к малышу приблизиться сзади, он обернется, так как услышит шаги. Реагирует он и на щелкание языком, на шепот и тихий свист.

Если звенит будильник, ребенок поворачивает к нему головку и с любопытством рассматривает источник нового звука.

Тонкий нюх, чувствительное небо — развитие обоняния

Нюх у малыша настолько развит, что он может безошибочно узнать свою маму из сотен людей. Часто бывает достаточно лишь запаха ее тела и ее платья, чтобы плачущий ребенок успокоился. Острое обоняние грудного ребенка сродни нюху детенышей некоторых млекопитающих животных.

Однако с развитием других органов чувств орган обоняния частично утрачивает свою функцию. Орган вкуса у новорожденного также уже дифференцирован. Если положить ему в рот что-то невкусное, то он среагирует на это всем своим телом: весь искривится, лицо его выразит отвращение, малыш отводит голову, открывает рот, у него усиливается слюноотделение, он пытается выплюнуть неприятную субстанцию.

Орган вкуса у грудного ребенка хотя и не так развит, как у взрослого человека, тем не менее он уже может различать продукты по вкусу: например, сладкое и кислое. Малыш уже замечает, достаточно ли сладкий чай ему предлагают.

Попробовать этот мир на вкус

В первые годы жизни ребенок не только ощупывает предметы — он буквально все тащит в рот. При этом малыш получает информацию не только через вкус, но и через форму, консистенцию и поверхностные свойства предметов. Такой образ поведения вполне соответствует способу познания ребенком окружающего мира. Не препятствуйте ему в этом. Следите лишь, чтобы находящиеся в зоне досягаемости предметы не были слишком маленькими и не содержали ядовитых веществ.

Мягкие игрушки для малышей первого года жизни должны быть изготовлены не из плюша с длинным ворсом или искусственного меха, а из махровой ткани.

Источник: http://sashaimasha.com/2931-razvitie-organov-chuvstv-u-detej.html


Органы чувств у детей

Органы чувств у новорожденных детей

Сразу после появления на свет органы чувств у новорожденных далеки от совершенства и имеют ряд особенностей. К примеру, первое время младенец видит все в «перевернутом виде», кожная чувствительность крохи развита неравномерно, а температура тела, как правило, слегка повышена. Зная об этапах развития зрения у новорожденных и периодах формирования других органов чувств, можно отследить, все ли «идет по плану», и нужно ли начинать беспокоиться при малейшем отклонении от нормы.

Развитие органов чувств у новорожденных детей

Пробуждение чувств начинается у ребенка еще в материнской утробе. Психологи доказали, что плод чувствует настроение матери, слышит ее голос и музыку, его глаза реагируют на яркий свет, падающий на мамин живот, а кожа испытывает приятные ощущения от колебаний околоплодной жидкости. Органы чувств новорожденного испытывают колоссальную нагрузку от обрушившихся на них раздражителей: света, шума, прикосновений акушерки, резкого перепада температур и т. д. Этот шквал ощущений способен вызвать настоящий стресс.

Молодых мам очень часто беспокоят вопросы, развиваются органы чувств у новорожденных детей: как видит, как слышит и что чувствует их малыш.

Как формируется зрение у новорожденного ребенка

Раньше в народе бытовало мнение, что ребенок рождается на свет слепым. Это неверно. Ваш малютка хорошо видит ваше лицо, когда вы держите его на руках.

Почти 80% информации из окружающего мира ребенок воспринимает зрительно. Поэтому огромное значение для младенца имеет качество зрения. Органы зрения у новорожденных — это не только глазные яблоки, но и нервно-мышечный аппарат, и соответствующий отдел головного мозга, который анализирует полученную зрительную информацию. Не зря говорят, что человек видит не глазами, а головой.

Как формируется зрение у новорожденного и как видит малыш, только что появившийся на свет?

Глазные яблоки младенца имеют относительно большие размеры, чем у взрослого человека. Белки глаз с голубоватым оттенком, конъюнктива розовая, блестящая, радужная оболочка обычно темно-голубая, а постоянный цвет устанавливается в течение первых месяцев. Одна из особенностей органов зрения у новорожденных – узкие зрачки, вяло реагирующие на свет.

Особенности и этапы развития зрения у новорожденных

Новорожденный еще не координирует движения глаз, не фиксирует предметы взглядом, поэтому косоглазие в период новорожденности — явление обычное, свидетельствует о функциональной незрелости зрительного анализатора, и не надо этого пугаться. К концу первого месяца вы заметите, что ребенок следит глазами за ярко освещенными предметами, и успокоитесь: со зрением у него все в порядке.

Новорожденные видят мир в черно-белом цвете, а с формированием зрения у новорожденных цветное зрение появляется не ранее 3-го месяца. Это установлено экспериментально на основании изучения условных рефлексов в ответ на цветовые раздражители. На втором полугодии жизни дети уже различают все цвета, раньше всего узнавая желтый, белый и розовый.

Органы чувств у детей

Боковое зрение у детей первых месяцев жизни отсутствует и появляется приблизительно с 5-6 месяцев. У большинства детей при рождении отмечается дальнозоркость. Повесьте над кроваткой подвижные игрушки — мобили, вращающиеся под влиянием легких движений воздуха. Малыш с удовольствием будет разглядывать яркие красочные предметы. Психологи утверждают, что дети первых месяцев жизни любят желтый, зеленый, красный цвета и круглые предметы. Оптимальное расстояние висящих игрушек составляет 40-50 см от глаз ребенка.

Развитие слуха у новорожденного ребенка

Наружный слуховой проход у новорожденного может быть заполнен жидкостью, а барабанная полость заполняется воздухом постепенно, этими причинами объясняется снижение слуха в первые дни жизни. Кроме того, слуховой нерв развивается в течение всего первого года, и соответственно этому улучшается слух. Так что не стоит беспокоиться, если на громкий звук младенец не реагирует и продолжает безмятежно спать.

Довольно рано малыш учится координировать зрительные и слуховые раздражители. Уже с двухмесячного возраста он поворачивает голову на звук и следит глазами за звучащим предметом. Опытным путем доказано, что младенец различает звуки по тембру и высоте и отличает музыкальные звуки от других шумовых сигналов. В этом вы можете убедиться и сами: малыш отличает мамин голос от любого другого, с удовольствием слушает мелодичную музыку и реагирует недовольством на резкие неприятные звуки.

Как проверить слух новорожденного: проверка в роддоме и домашних условиях

К сожалению, рождение ребенка с пониженным слухом — далеко не редкость в наше время. Приблизительно 1-2 новорожденных из 100 имеют проблемы со слухом в той или иной степени. Поэтому проверка слуха у новорожденного необходима для своевременного и эффективного лечения глухоты.

Особенно внимательными должны быть мамы, если:

  • ребенок родился недоношенным;
  • при рождении младенец получал реанимационную помощь;
  • в семье наблюдались случаи врожденной глухоты;
  • во время беременности мама получала антибиотики с ототоксическим эффектом (стрептомицин, гентамицин, канамицин, мономицин).

При подозрении на снижение слуха ребенка надо немедленно проконсультировать у специалиста.

Вкус, кожная чувствительность и обоняние у новорожденных

Органы чувств у детей

В наличии у новорожденного болевой чувствительности никого убеждать не приходится. Его реакция на кишечные колики, инъекции и другие болезненные процедуры предсказуема и ничем не отличается от ощущений взрослого человека.

Острота обоняния у новорожденных, конечно, меньше, чем у взрослых. Но это дело наживное. По мере взросления и знакомства с окружающим миром обоняние совершенствуется, и через пару лет ребенок поразит вас своим чутким носиком, способным унюхать самый слабый запах.

Какая температура тела у новорожденного ребенка соответствует норме

Источник: http://ladycharm.net/2018/08/organy-chuvstv-u-novorozhdennyx-detej/

Развитие органов чувств у ребенка

Развить тактильные ощущения нам поможет игра "Нарисуй, что лежит в мешочке".

В непрозрачный мешочек положите небольшую фигурку животного с характерной фактурой: металлическую, фарфоровую, каменную, фланелевую, шелковую, бархатную и т. д. Предложите малышу на ощупь определить, что лежит в мешочке.

О том, что детям полезно ощупывать предметы руками, знают все. Но не меньшее значение для развития сенсорной системы малыша и его личностного роста в мире ощущений имеют упражнения, основанные на прикосновении босых ступней ног к разным поверхностям: фланели, клеенке, шелку, гальке и т. д. Предложите малышу рассказать, а затем и нарисовать, что "нащупали" его босые пяточки.

Детям нравится дотрагиваться до лиц друг друга. Попросите их ощупать лица друг друга с открытыми и закрытыми глазами и рассказать, что они почувствовали, прикоснувшись к лицу приятелей, что ощутили, когда те дотрагивались до их лиц. Предложите детям выплеснуть свои ощущения на листе бумаги.

Зрение

Слух

Проникая в наше сознание, звук помогает нам сделать первый шаг к контакту с миром, к началу общения. Чем больше звуков слышит малыш с самого раннего детства, чем они разнообразнее, тем больше его способность к контакту с окружающим миром.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые пузырьки из-под туши с затемненным стеклом положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас. Она захватывает ребенка целиком, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм.

Органы чувств у детей

Известно, что классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл повышают творческие способности. А тяжелый рок и музыка диско уменьшают объем внимания и объем памяти, человек в прямом смысле резко глупеет.

Использовать музыку во время занятий с детьми можно по-разному. Например, в качестве фона, когда дети рисуют или лепят. Музыкальный фон создает более благоприятные возможности для взаимодействия, психологическая атмосфера улучшается, исчезает внутренняя напряженность.

Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов. Предложите ребенку послушать музыку Моцарта, Римского-Корсакого, Чайковского. Создайте ему уютное местечко на полу, зажгите свечи. Пусть он так полежит столько времени, сколько ему необходимо, с закрытыми или открытыми глазами. После того как ваш малыш увидит "внутренним глазом" и почувствует образ, предложите ему нарисовать свои ощущения, а затем рассказать о них.

Особым терапевтическим эффектом обладают цветные шифоновые шарфы, которые можно использовать при движении под музыку.

А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

Находясь в своеобразном творческом трансе, малыш, не переставая двигаться и ударять инструментами, может начать рисовать огромными кистями и гуашью на бумаге, разложенной и развешанной повсюду: на полу, на столах, на стульях, на стене. Музыкальное пространство и мелодия, обретая новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать.

Вкус

Язык — важный орган человека, который позволяет не только различать вкус, но и ощущать физические особенности: твердое или мягкое, горячее или холодное и т. п. Обсудите с ребенком приятные и неприятные ощущения от пищи, пробуя корешки, семена, фрукты, овощи, растения, зерновые, орехи.

Пригласите своего малыша совершить вкусное путешествие. Попросите его закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом,

Обоняние

Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

Попросите малыша закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним. После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ. Обязательно подпишите его работу.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию своего малыша, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.

Источник: http://www.nedug.ru/library/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.