Конспект занятия «такие разные звуки»

Конспект занятия «Такие разные звуки»

Антонина Артемьева
Конспект занятия «Такие разные звуки»

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с символами, мяч, плоскостные изображения подснежников, картинки для сказки и весенняя картина на интерактивной доске, корзины для подснежников.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с итоговой сказкой, заучивание стихов о весне, знакомство с зимними символами, жук -игрушка.

1. Организационный момент. Предлагаю детям отправится в путешествие, необычно рассказать итоговую сказку. Дети рассказывают сказку, герои сказки появляются на интерактивной доске, помогая им при пересказе, в конце сказки, дети строят из пальцев мост и идут по мосту, построенному воспитателем, «на полянке» становятся полукругом и смотрят на экран (две весенних картины)

2. Предлагаю детям прочитать стихи выразительно, говорить правильно и красиво:

Снег теперь уже не тот

Потемнел он в поле

На озерах треснул лед,

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

После зимней стужи.

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел поснежник.

Спрашиваю детей, почему вы прочитали именно эти отрывки к пейзажам.

(На картине изображен весенний мартовский день. Видно,что тает снег, цветет верба. На второй картине нарисован апрельский день, на пригорке расцвели подснежники.) Хвалю детей за хорошие объяснения.

3. Игра «Собери подснежники» Предлагаю детям пойти на поляну и «нарвать подснежников», посчитать и подарить гостям.

4. Игра «Подбери символ»

На столе карточки с символами, предлагаю детям вспомнить и перечислить названия месяцев по порядку, сказать что такое символ, (изображение знаками с переносным значением — прочитать) Познакомить детей с толковым словарем Даля. Выбрать символ для каждого месяца и составить предложения со словами «потому что» Предлагаю детям построится по порядку и назвать свой порядковый номер. Старайтесь говорить красиво и правильно, следите за произношением звуков.

1. Рождественская звезда, потому что в январе мы отмечаем рождество.

2. Снежные вихри, потому что в феврале бывают сильные метели.

3 Веточка вербы, потому что верба цветет в марте.

4. Подснежник, потому что подснежники расцветают в апреле.

5. Ветка березы с молодыми листочками и гнездом с птенцами, потому что в мае деревья покрываются листьями и у многих птиц появляются птенцы.

6. Зайчонок, потому что зайчата рождаются в июне.

7. Кустик земляники, потому что земляника созревает в июле.

8. Корзинка с малиной, потому что малина созревает в августе.

9. Береза с зелеными и желтыми листьями, потому что в сентябре листья начинают желтеть.

10. Кленовые листья, потому что в октябре наступает золотая осень и начинается листопад.

11. Голые деревья и темные тучи с дождем, потому что в ноябре часто идут дожди, а деревья стоят голые.

12. Новогодняя елка, потому что в декабре мы готовимся к встрече Нового года.

5. Игра «Закрась лишний предмет»

.Дети садятся за столы и наносят штриховку на те картинки, которые лишние, объясняя почему они выбрали этот предмет. (Пенал лишний, потому что в слове «пенал» нет звука «ш») Спрашиваю у детей какой это звук.

6. Игра «Где живет буква».Закрепляю с детьми шипящие звуки (Ш,Щ,Ж,Ч)

7. Игры с шипящими звуками «Жук» и «Солнышко» прошу организовать самим детям.

8. Дыхательная гимнастика

Конспект психолого-педагогического мероприятия «Мы все такие разные» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 41» Конспект ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО.

Фрагмент рабочей программы во второй младшей группе на тему «Такие разные звуки» Понедельник Двигательная деятельность в интеграции с игровой деятельностью Звук А Аист над землей летает, Аист ветки собирает Аист собирает.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Такие разные кошки» Возрастная группа: подготовительная Тема: «Такие разные кошки» Цель: Создать условия для формирования творческих способностей.

Конспект НОД «Такие разные профессии» для второй младшей группы Программное содержание: познакомить детей с такими профессиями, как повар, врач, шофер, пожарный, строитель, парикмахер, летчик их трудовыми.

Конспект занятия «такие разные звуки»

Конспект НОД в младшей группе «Такие разные профессии» Конспект занятия в младшей группе «Такие разные профессии» Автор: Шонина Екатерина Петровна Цели: 1. Закрепить знание о профессиях и.

Конспект открытого занятия по социально — коммуникативному развитию в младшей группе «Мы такие разные» Конспект открытого занятия по социально – коммуникативному развитию в младшей группе «Мы такие разные» Составила.

Конспект проведения НОД для детей старшего дошкольного возраста «Такие разные книги в сказочном сундучке» Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок, стихов. Цель: Способствовать обобщению представлений детей о книгах: видах, жанрах, назначении.

Конспект занятия с детьми подготовительной офтальмологической «Такие разные геометрические фигуры» Программное содержание: Образовательные задачи: – Закрепить знания детей об овощах и фруктах. – Развивать умение работать со схемами. –.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Такие разные и такие похожие» Образовательная область «Социализация» Программное содержание: воспитывать доброжелательное отношение, терпимость, интерес и уважение к.

Конспект занятия по познавательному развитию «Такие разные птицы» Образовательная область: познавательное развитие. Программные задачи: – закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе; – расширить.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/takie-raznye-zvuki.html

План-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:
Такие разные звуки

Упражнять детей в звуковм анализе

1. Упражнять детей в звуковом анализе слов, в выделении одинаковых звуков в начале и в конце слова.

2. Закрепить названия букв, знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характеристики звуков.

3. Закрепить умение делить слова на слоги, определять местоположения звука в слове.

4. Закрепить понятие, что такое предложение; упражнять детей в составлении предложений с помощью схемы.

5. Развивать фонематический слух и внимание.

Активизация словаря: буква, звук, слог, предложение, гласные, согласные, в начале, в середине, в конце слова, пишем, читаем, слышим, летит, красный, синий, шум дождя, сказка, сказочные герои, Дюймовочка, Жихарка, Терешечка, болото, жаба, жук, пчела, бабочка, гусеница, насекомые, цветок.

Материалы к занятию:

Звукозапись «капающего дождя», магнитофон, дерево с буквами, пособие «Цепочки слов», игрушки: жаба, пчела, жук, гусеница, бабочка, кукла «Дюймовочка»; кувшинки с буквами, сундучок, шапочки насекомых,

2 корзинки (красная и синяя).

Пособие «домики с окошками», кружки: синие, красные; пособие «Найди место звука в слове»; полоски для выкладывания схемы предложения.

Беседа, художественное слово, практическая деятельность, логические рассуждения, демонстрация наглядных пособий, имитация движений, игра.

Воспитатель включает фонограмму капающего дождя, и просит детей подойти к нему.

Воспитатель: Дети, что это?

Ответы детей: Шум дождя.

Воспитатель: Правильно, идет дождь.

А сейчас представьте, что мы с вами превратились в маленьких человечков.

Как вы думаете, где нам можно укрыться, ведь мы с вами такие маленькие? (ответы детей)

А можно ли нам укрыться под большим листком? (высказывания детей)

Ребята, мы с вами сейчас маленькие — маленькие, а скажите, в каких сказках встречаются маленькие герои?

Дети: «Белоснежка и семь гномов», «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик», «Жихарка», «Терешечка», «Кот в сапогах».

Воспитатель: Молодцы! А теперь отгадайте загадку:

Выросла из семечка,

Ростиком с иголочку

(дети отгадывают загадку)

Воспитатель: Дети, а кто написал сказку «Дюймовочка»?

Дети: Ханс Христиан Андерсен.

Воспитатель: Правильно, а хотите отправиться в гости к Дюймовочке?

Только дорога в сказку непростая, нас ждет много препятствий — заданий, которые мы должны выполнить.

(дети соглашаются, звучит веселая музыка, перед детьми появляется указатель.)

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы с вами должны следовать по указателю (стрелке), а вы как думаете?

Воспитатель: Стрелка нам показывает идти по этой тропинке. Но что это, посмотрите, прямо на тропинке выросло дерево. Чтобы нам пройти дальше надо выполнить задание.

На дереве висят листики с буквами, а под деревом стоят две корзинки, красная и синяя.

Как вы думаете, почему одна корзинка красная, а другая – синяя? (ответы детей).

Правильно, красная корзинка для гласных звуков, а синяя – для согласных. Сейчас мы с вами вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили.

Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

Ответы детей: Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим.

Конспект занятия «такие разные звуки»

Игра «Угадай, какой я звук?»

Дети срывают листики с буквами с дерева и произносят их. Дают краткую характеристику звукам (гласные, согласные, гласные пропевают), и кладут в корзинки. В синюю корзинку согласные, в красную корзинку гласные.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Стрелочка нам указывает путь на болото. Но здесь почему-то обрывается тропинка, наверно нам самим надо выложить тропинку из картинок.

Игра «Цепочка слов».

Дети берут картинки и составляют из них цепочку (зонт-тигр, рак-ком, муха-астра, автобус-свинья, яблоко-обруч, чемодан-носки), выделяя одинаковый звук в начале и в конце слова.

Воспитатель: Ну вот мы с вами выложили тропинку, и пришли на болото. А кто живет на болоте?

Ответы детей, дети садятся на лавочки-в виде «зеленых кочек».

Посмотрите, кажется, в кувшинках спрятались буквы, нам надо составить слово из букв.

Дети составляют слово «ЖАБА», делают звуковой анализ слова, используя кружочки красного и синего цвета. Появляется мадам Жабэ (игрушка).

Мадам Жабэ: Кто это пожаловал на мое болото? Какие маленькие, толстенькие, упитанные, розовощекие, сладкие деточки.

Воспитатель: Уважаемая мадам Жабэ, мы идем в гости к Дюймовочке, помогите нам, пожалуйста, перейти ваше болото.

Мадам Жабэ: Нет, я вам не помогу, пока вы не поможете моему сыночку сделать домашнее задание, он уже целую неделю думает, и ничего не придумал.

Мадам Жабэ раздает детям карточки с картинками, по первым звукам картинки надо угадать, какое слово спряталось.

Дидактическая игра «Угадай, слово?

Дети разгадывают слова.

Мадам Жабэ: Ну и молодцы же у вас ребята! Так и быть я помогу вам перейти через болото, повторяем за мной.

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? — Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети повторяют движения за мадам Жабэ, и переходят болото.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, стрелочка указывает нам путь к загадочным домикам, интересно, кто же здесь живет, да и домики все разные.

Дети рассматривают домики с одним окошком, двумя, тремя, четырьмя.

Ребята, это друзья Дюймовочки, и мы сейчас, отгадаем, кто здесь живет?

Игра «Доскажи словечко».

Знаю все сады вокруг

Я веселый майский…..(жук).

Мед в кувшинчике несла

Над цветочками порхает

Ой, поправьте меня, дети

Кто же это. (бабочка).

Вот, скажите мне, ребята,

Что это за путаница?

Лист капустный, кто грызет?

Ребята, а хотите превратиться в насекомых? Тогда надевайте шапочки и летите в свои домики, но прежде чем найти свой домик, надо разбить слова по слогам, сколько слогов, столько и окошек.

(четыре ребенка берут пособие «домики с окошечками», а остальные дети делят слова по слогам, и «летят» в соответствующие окошечкам домики)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Идем дальше?

(дети определяют, в какую сторону идти)

Ребята, посмотрите, мы с вами пришли в цветочную школу.

(дети проходят за столы, их встречает Господин Учитель Жук.)

Конспект занятия «такие разные звуки»

Учитель Жук: Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы пришли в мою школу.

Воспитатель: Учитель Жук, мы очень хотим встретиться с Дюймовочкой, помогите нам, пожалуйста!

Учитель Жук: Непременно, я вам помогу, ведь Дюймовочка моя лучшая ученица. Но и вы помогите мне разобраться с заданиями. Мои ученики перепутали все картинки, они никак не могут определить, где находится звук.

Игра «Найди место звука в слове».

Детям раздается пособие-карточки со схемами расположения звука в словах (в начале, в середине, в конце слова) на каждой схеме нарисована буква, воспитатель раздает картинки, дети определяют место звука в слове (звук с, ш, к, л).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь помогите Учителю Жуку собрать все слова в одно предложение, и составить схему.

Игра «Рассыпались слова».

Воспитатель говорит слова в разброс (цветок, пчелка, на, летит), дети составляют предложение (пчелка летит на цветок). И составляют схему предложения.

Учитель Жук: Молодцы! Вы мне очень помогли, я вам подарю волшебные крылышки, они вас принесут прямо к Дюймовочке.

Дети надевают волшебные крылышки и импровизируют, летая как бабочки, появляется Дюймовочка и дарит детям медальки.

Воспитатель: Вам понравилось путешествие? Кто вас удивил? Что больше всего запомнилось? Чем понравилось заниматься?

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2016/11/15/takie-raznye-zvuki

Календарно-тематическое планирование на тему:
Тематическое планирование воспитателя старшей группы по теме " Такие разные звуки"

Тема недели_ ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЗВУКИ _________Цель недели: Воспитание звуковой культуры речи.

Тема дня:__ ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЗВУКОВ.

Цель дня:_ ПОБУЖДАТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ КРАСОТУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗИЕ ЗВУКОВ. ________________________________________________________________________________________________________

День недели: Понедельник 06.04

Приоритетная образовательная область:

ОД в режимных моментах с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Утренний прием детей в группе.

В уголке природы

материал по теме.

Беседы и консул-

Беседа с детьми:˂Что такое звуки ˃

тации для родите

Д. И.˂Определи и назови первый

Прослушивание аудиозаписей с

различными звуками( отгадывание

звуков, которые услышали)

Прогулка: Наблюдение за птицами

( проговорить с детьми о зимующих

Музыка (по плану

и перелетных птицах.)

Дет худ. литература

Труд: подметаем в беседке,

П.И.»Море волнуется раз, два..»

Дежурство по столовой(по графику)

Оздоровительная гимнастика после

сна. Упраж.» Велосипедисты».

Тема дня:___ КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ .

Цель дня:_ ЗАКРЕПЛЯТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ОТЧЕТЛИВОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

День недели: ВТОРНИК 07.04

Конспект занятия «такие разные звуки»

Приоритетная образовательная область:

ОД в режимных моментах с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Утренний прием детей в группе

Беседа:» Какие бывают звуки?»

Материала по теме :

родителей по теме

Ситуативный разговор:» Что было

по плану педагога

бы, если бы не было звуков»

Дет худ. литература

Чтение и заучивание стихотворе-

Ния А.К. Соврасова «Разные звуки

по плану педагога

Д.И. Назови последний звук слова»

Прогулка: Наблюдение за природ-

Ными явлениями весны.

по плану педагога

Труд: Подметаем дорожки на дет.

площадке, собираем веточки на

по плану педагога

П.И. «Маша ты у нас в лесу»

П.И. « Найди свою пару»

Дежурство по столовой.

Оздоровительная гимнастика после

сна. Ходьба босиком, тропа

Чтение М. Дружинина « Наш друг

Тема дня:_ ЗВУКИ ПРИРОДЫ.

Цель дня:_ ПОБУЖДАТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ КРАСОТУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗИЕ ЗВУКОВ.

День недели: СРЕДА 08.04.

Приоритетная образовательная область:

ОД в режимных моментах с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Прием детей в группе

Выставка дид. Ма-

говор о правилах

териала, худ. Лите-

Беседа «О звуках природы»

поведения в групп

ребенка по средс-

Конспект занятия «такие разные звуки»

Ситуативный разговор: « Для чего

МУЗЫКА по плану педагога

нам нужны звуки?»

В уголке природы

Д.И. «Найди общий звук»

КАЛЕЙДОСКОП по плану

Р.И. «Продолжи цепочку»

сической дет. Музы-

ки «Звуки природы»

Прогулка: Наблюдение за звуками

природы.( побуждаем видеть кра-

соту окр. Мира через звуки приро-

Труд на участке подметаем дорож-

П.И. «Эстафета( 2 команды)»

Дежурство по столовой.

Гимнастика после сна Упражнение

жет возникнуть по

Тема дня:___ СЛОВА-ДРУЗЬЯ .

Цель дня: СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОТЧЕТЛИВОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ И СЛОВОЧЕТАНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТЕКСТА.

День недели: ЧЕТВЕРГ 09.04.

Приоритетная образовательная область: ПОЗНОВАТЕДЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ОД в режимных моментах с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Утренний прием детей в группе.

Мыть и протирать

Картинки с изобра-

по плану педагога

Беседа: « Можем ли мы назвать

Слова- Нашими друзьями»

по плану педагога

Д.И. «Слова друзья»

дид. Игры по теме:

Чтение и заучивание поговорок,

скороговорок, стихов по теме весна

по плану педагога

Физкульт минутка « Бабочки»

Прогулка: Наблюдение за работой

дворника.( Формируем у детей ува-

жительное отношение к людям раз-

РА ЗВИТИЕ( рисование)

П.И. «Найди свою пару» «Карусель

Дежурство по столовой.

Конспект занятия «такие разные звуки»

Гимнастика после сна. Упражнение

салфеткой по мере

С.Р.И. « Магазин семян»

музыки Моцарт «Весенняя соната»

Беседа: « Музыка настроения»

Тема дня: ЗВУКИ РАЗНЫЕ НУЖНЫ-ЗВУКИ ВСЕ ДЛЯ НАС ВАЖНЫ.

Цель дня : СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ И ОТРАБАТЫВАТЬ ИНТАНАЦИОННУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ.

День недели: ПЯТНИЦА 10.04.

Приоритетная образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ОД в режимных моментах с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Прием детей в группе.

ал на разные звуки.

по плану педагога

Беседа: « Для чего же нужны нам

звуки? и Какую роль они играют в

Дет. Худ. Литерату-

Речевая игра « Один- Много»

Атрибуты для С.Р.И

на тему « Правила

Д.И. «третий лишний»

Д.И. « Кто придумает конец-тот и

по плану педагога

Чтение и заучивание стихотворения

А.К. Соврасова «Грачи прилетели»

Слушание на прогулке пения птиц,

Уборка мусора на участке, подме-

П.И. «Мы веселые ребята»

П.И. «Жмурки с колокольчиком»

Гимнастика для глаз « Поймай ба-

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песпективное комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми в старшей группе по теме "Весна". Материал подобран по программе "Детство" по образовательным областям.

Календарно – тематическое планирование в старшей группы по теме: «Профессии. Инструменты» по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е.

Материал предназначен для педагогов ДОУ.

Данный материал поможет обогатить и закрепить знания детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в саду.

middot; Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.&middot.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.Цель: продолжать знакомить детей с фруктами.Программное содержание:- продолжать обогащать и закреплять знания детей о фруктах, ф.

Источник: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/04/20/tematicheskoe-planirovanie-vospitatelya-starshey-gruppy

Сайт для воспитателей детских садов

Публикация материалов

ООД в старшей группе " Такие разные звуки"

В ходе совместной работы ребенка и взрослого, выполняя простые, но увлекательные опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науку. Наука помогает находить решения всевозможных задач и дает нам возможность понять, почему происходит именно так, как оно есть, а не иначе. Детское экспериментирование строится ребенком и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Показать детям, как рождается звук и какими свойствами он обладает. (Звучит только то, что дрожит и колышется). Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: воздуху, металлу. Звук-это волна невидимая, но слышимая.

Конспект занятия «такие разные звуки»

Образовательные:

Упражнять в звуковом анализе слова; закреплять представление о предложении, учить определять количество слов в предложении, анализировать схемы предложений; определять количество слогов в слове. Развивать умение изменять интонацию в зависимости от вида предложения.

Развивающие : способствовать развитию логического мышление , научиться замечать соответствие.

Воспитательные : воспитывать умение слушать товарищей , интерес к занятию, любознательность, упражнять во взаимопроверке.

Материал: колокольчик, бумага на каждого ребенка, баночки с водой и пустая, счетные палочки, будильник, гитара, таз с водой, камушки по количеству детей, карточки, простые карандаши, буквы, картинки (шмель, комар, пчела, слон, змея, кузнечик).

Предварительная работа: знакомство и заучивание стихов про буквы а, о, и, у, беседа о том, кто как кричит.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Сюрпризный момент

— Ребята, к нам на занятие пришел Коля-колокольчик. Он рассказал мне много интересного, открыл свои секреты и попросил с вами поделиться. Мир, который окружает нас, полон звуков. И я расскажу вам много интересного о том, откуда они берутся.

II. Основная часть

1. — У вас на столе лежит бумага 2 видов, сравните ее по толщине, отличается? Скомкайте тонкую бумагу, затем толстую. Звуки отличаются? Когда комкали тонкую бумагу, какой слышали звук? А толстую? Какой можно сделать вывод? Чем тоньше бумага, тем звук выше. Чем толще, тем звук ниже. Что напомнил вам этот звук? (шелест листьев).

2. — Поднесите ко рту полоски бумаги и подуйте на нее. Что напоминает вам этот звук? (вой ветра).

3. — А сейчас медленно по капельки перелейте из одной баночки воду в другую. Что это за звук? (дождя, капели, звон ручья).

4. — Спойте песенку комара, жука, поиграйте языком, как я. (упражнение "лошадка") Что напоминает вам этот звук? (стук копыт). Все эти звуки мы сами создавали, а сейчас давайте закроем глаза и послушаем тишину. Откройте глаза. Какие звуки вы услышали?

5. — Ребята, я хочу вам открыть первый секрет. Звучит только то, что дрожит или как говорят ученые "колеблется". Хотите в этом убедиться. Пододвиньте к себе счетную палочку. Она звучит? А почему? Потому что она находится в покое. Звучит только то, что колеблется и сейчас она у нас зазвучит. Положите счетную палочку на край стола, прижмите один конец рукой к столу, а другой рукой дерните за свисающий кончик.

— Услышали звук, а почему? /потому что палочка дрожала/.

— Будильник звучит? /нет/. А почему? А сейчас почему зазвучал?

— В каком случае гитара будет издавать звуки? /верно, если мы ее подергаем за струны/.

— Почему звучит гитара? /потому что дрожит струна/.

6. — Поставьте пальцы на горло и произнесите чистоговорку: "Са — са — са — к нам летит оса. — Что вы почувствовали? /дрожание/. Верно, это дрожат ваши голосовые связки. Давайте повторим первый секрет Коли-колокольчика. Звучит только то, что дрожит.

7.- А сейчас я открою вам второй секрет. Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху. /Предлагаю чашки, тарелки, блюдца — целые и с трещинками. Осторожно ударяю по ним ложечкой/.

— Есть ли разница в звуке? Почему? У целой посуды звук чистый и прозрачный. У поврежденной — глухой. Это происходит оттого, что звук на своем пути неожиданно встречает препятствие (трещину) и как бы спотыкается о него, слабеет.

8. — Я открою вам третий секрет. Чем мы слышим? Куда попадает звук? /ухо/. А точнее на мембрану — маленькую пленочку, спрятанную внутри уха. Без нее мы не могли бы слышать.

8. — Бросьте камушек в тазик с водой. Что вы видите? /волны разбегаются в разные стороны/. То же самое происходит и со звуком. Ведь звук — это волна невидимая, но слышимая. У вас на столе лежат карточки. Что на них изображено? /звенящий будильник, пунктир, ухо/. Дорисуйте простым карандашом вот такую волну. Это схема позволит вам увидеть, как бежит звук и как он достигает уха.

— Давайте повторим второй секрет. Звук — это волна, невидимая, но слышимая.

9. Игра "Кто как кричит?" /комар, пчела, шмель, кузнечик, слон, змея, жаба, цапля, кузнечик/.

— Тебе завтра рано вставать, а будильник звучит слишком громко. Подумай, что можно сделать, чтобы не разбудить остальных, но проснуться самому? /накрыть будильник подушкой/.

— Мы говорили про звуки нашей жизни, а сейчас поговорим про звуки нашей речи.

А. что это? /буква А/. А это а-а-а-а? /звук/. Чем отличается буква от звука? /букву мы видим и пишем, а звук слышим и произносим/. Расскажите стихи про эти буквы. А, О, И, У — Какие это звуки гласные или согласные? Почему? /гласные мы можем тянуть, петь, воздух не встречает препятствий/. Выложите из счетных палочек на столе любимую букву. Почему?

Поиграй со мной!

В эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр.

«Первый звук». Нужно выделить голосом первый гласный звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).

«Цепочка слов». Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч – чемодан – нос – санки – игла – абрикос).

«Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов (дуб, ель, липа, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья).

«Придумай рифму». Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму.

«Скажи наоборот». Взрослый называет слова : (горячо, солёный, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т.п.), а ребёнок подбирает к ним слова с противоположным значением (антонимы).

«Отгадай». Взрослый описывает предмет, а ребёнок отгадывает, что он загадал. Затем игроки меняются ролями.

«Подбери как можно больше слов». Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу. (Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик. И т.п.)

«Делим слова на части». Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове частей. (Например: ма –га -зин. В слове три части.)

«Что из чего?». Взрослый составляет словосочетания (существительное + существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующим прилагательным. (Мяч из резины – резиновый мяч, стакан из стекла – стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка из соломы – соломенная шляпка, поделка из картона – картонная поделка.)

III. Заключительная часть

— Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Назовите три моих секрета?

Звучит только то, что дрожит.

Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по металлу, по проводу, но чаще всего по воздуху.

Источник: http://blog.dohcolonoc.ru/ood-v-starshej-gruppe-takie-raznye-zvuki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.