Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «знакомство с литературными жанрами»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с литературными жанрами»

Аннета Осетрова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с литературными жанрами»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Знакомство с литературными жанрами

Цель: ознакомление детей с основными литературными жанрами, расширение словарного запаса.

Задачи: познакомить детей с понятиями, фольклор, сказка, пословицы, поговорки, рассказ, басня; научить находить различия между этими жанрами.

— Ребята, скажите, кто из вас знае, что такое фольклор?

Воспитатель: — Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах.

Пословицы и поговорки – малые фольклорные формы русского языка, при помощи которых может быть высказано поучение, мысли о мире и о жизни. В пословицах и поговорках используются слова и выражения, которые отражают не прямой их смысл, а иносказательный.

-Послушайте ребята пословицы и поговорки про весну:

Ай, ай, месяц май, тепл, а голоден.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель обманет, под май подведет.

Апрель с водой, а май с травой.

Апрель спит да дует — бабе тепло сулит; мужик глядит: что-то еще будет.

В апреле земля преет.

В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

В марте день с ночью меряется, равняется.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

В марте-апреле зима спереди и сзади.

В поле свез навоз — с поля хлеба воз.

Весенний дождь растит, осенний гноит.

— А сейчас послушайте загадки про весну:

— Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель —

В гости к нам пришёл.

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня.

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Снег чернеет на полянке,

С каждым днём теплей погода.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «знакомство с литературными жанрами»

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года.

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

— А что такое сказка?

— Сказка — элемент устного народного творчества. Причиной появления сказок стало монголо-татарское нашествие на Русь. Любимыми героями сказок у жителей Руси были: Иван Царевич, Иван Дурак и т. д. Злыми героями были перевоплощённые бусурмане: Баба — Яга (по татарски "Бабай — ага" — мудрый старец, Кощей Бессмертный (возможно, татаро — монгольский хан) и Змей Горыныч (несметное войско татарское). Сказка, как правило, имела счастливый конец. Сказка — это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев.

— Перечисление сказок детьми.

— Мы много раз слышали слово «рассказ», а что это такое? Какое определение ему дать? Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного.

Воспитатель читает Рассказ В. Сутеева "Три котёнка".

-А сейчас послушайте меня ребята:

Басня Крылова Лебедь рак и щука

Содержание: Басни Крылова

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

— Скажите, что это за литературный жанр?

— Это Басня – это произведение литературы прозаической или стихотворной формы, с характерными поучительными и юмористическими фразами. Концовкой басни является мораль. Персонажами басен становятся птицы, животные, растения или вещи, подразумевающие определённых людей и высмеивающие их недостатки и пороки

— А что такое стихотворение?

Воспитатель: — Стих (стихотворение) — это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

Забралось в сосульки

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…

И тают сосульки – веселые льдинки.

— И так скажите, что мы сегодня узнали нового?

«Использование проектной деятельности при знакомстве детей дошкольного возраста с жанрами живописи» Цель: — Разработка вариативных форм образовательной деятельности с детьми по художественно — творческому развитию (изобразительная деятельность).

Конспект НОД «Знакомство с коровой» Занятие № 5 «Знакомство с коровой» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: — знакомить детей с коровой; — закрепить понятие.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» Цель: • Знакомство с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица», Познакомить детей с басней — с одним из жанром художественно.

Моё знакомство с мандалой Пробегая по просторам интернета взгляд мой остановился на рисунках и раскрасках, так называемых «антистрессах». О! При нашей не совсем спокойной.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «знакомство с литературными жанрами»

Занятие «Знакомство с боюськой», знакомство дошкольников с чувством страх, преодоление тревожности у детей 5–7 лет. Конспект занятия знакомство с чувством страха. Старший дошкольный возраст Психолог: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Смотрите, кто.

Знакомство с Болгарией В целях развития международного сотрудничества в сфере дошкольного образования, обмена опытом и реализации совместных проектов в сфере дошкольного.

Знакомство с олимпийскими играми В нашей группе прошла тематическая неделя "Олимпийская неделя". Дети узнали что такое олимпийские игры, символика. Была показана презентация.

Знакомство с шершнями Все мы знаем, что окружающий мир открывается ребёнку не только из рассказа воспитателя или родителей, но и через опыт его личных ощущений.

Знакомство с журналами Знакомство с журналами В нашем ДОУ, проходил проект «Неделя книги». В рамках этого проекта, я отвела два дня на то, чтобы познакомить ребят.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/-znakomstvo-s-literaturnymi-zhanrami.html

План. «Знакомство с литературой» (2015-год литературы в России) Старшая — подготовительная группа.

В России 2015 год обьявлен — Годом русской литературы, заявил президент Владимир Владимирович Путин на вручении государственной премии. Я составила план по чтению художественной литературы ,где за основу взяты дни рождения детскких писателей, а так-же примерные консультации для родителей.

Просмотр содержимого документа
«План. «Знакомство с литературой» (2015-год литературы в России) Старшая — подготовительная группа. »

День рождения писателя

Ознакомление с художественной

Выставки, консультации для родителей.

15 января родился Евгений Иванович НОСОВ (1925-2002), российский писатель.

27 января родился Павел Петрович БАЖОВ (1879-1950), русский писатель, фольклорист

1. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».

2. Чтение произведений Н.Носова «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры».

2. Разучивание песенок, потешек «Зима пришла».

3. Чтение стихотворения С.Есенина «Береза».

1. Выставка произведений Н.Носова.

2. Подготовить папку-передвижку: «Биография Н.Носова».

3.Организация выставки, посвящённой дню рождения писателя (привлечь родителей).

4 февраля родился МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН (1873 — 1954), русский советский писатель

11 февраля родился ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ (1894-1959), русский советский писатель

1. Ознакомление детей с произведениями о животных: Н.Рубцов «Про зайца», В.Жуковский «Жаворонок», Е.И.Чарушин «Мишки».

2Пришвин «Золотой луг».

3.Бианки «Лесные домишки».

1. Выставка для родителей: «Художники анималисты» (рисунки детей)

2. Подготовить стенгазету «Широкая Масленица».

3.Организация выставки, посвящённой дню рождения писателя (привлечь родителей).

6 марта родился ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ (1815-1869) – русский поэт, прозаик, драматург.

13 марта родился СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ (1913-2009) — советский и русский писатель, поэт, баснописец, драматург.

31 марта родился КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ (н.ф. Корнейчуков Николай Васильевич) (1882-1869) — русский и советский поэт, публицист, критик, переводчик и литературовед, детский писатель.

1. Заучивание наизусть П.Соловьева «Подснежник», Ф.Тютчева «Зима недаром злится».

2. П.П. Ершов «Конёк-горбунок».

3. Викторина по произведениям

С. В. Михалкова и К. И. Чуковского.

1. Стенд для родителей «Поздравляем милых мам» (советские писатели о женщинах).

2.Организация выставки, посвящённой дню рождения писателя (привлечь родителей).

1 апреля родился Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998) — детский поэт, писатель, переводчик.

28 апреля родилась Валентина Александровна Осеева — Хмелёва (1902–1969) – советская детская писательница.

1. Заучивание: Г.Сапгир «Считалки-скороговорки», Я.Аким «Апрель».

2. Чтение: Д.Хармс «Веселый старичок», А.Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль».

3.В.Д.Берестов «Как хорошо уметь читать…» (разучивание)

4. В.А. Осеева «Волшебное слово».

1. Консультация для родителей: «О жанрах писателей в детских произведениях».

2. Беседа с детьми о целях книги (зачем нам нужна книга)(фотогазета).

3.Организация выставки, посвящённой дню рождения писателя (привлечь родителей).

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «знакомство с литературными жанрами»

27 мая родилась Елена Александровна Благинина (1903-1989) – русская детская поэтесса, переводчик.

Родился Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — русский советский писатель

1.Е. А. Благинина чтение стихов.

2. К. Г. Паустовский «Похождение жука- носорога».

1.Организация выставки, посвящённой дню рождения писателя (привлечь родителей).

2.Папка- передвижка «Дружба» (стихи, рассказы, пословицы, поговорки).

6 июня родился Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – русский писатель, поэт, драматург.

1. Чтение: А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. Заучивание наизусть отрывка из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Весна».

1. Выставка произведений А.С.Пушкина.

2. Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями: «Герои сказок А. Пушкина».

3.Организация выставки, посвящённой дню рождения писателя (привлечь родителей).

19 июля родился Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов

В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо…»

1. Консультация для родителей: «Книга в жизни ребенка».

2.Организация выставки, посвящённой дню рождения писателя (привлечь родителей).

10 августа родился Михаил Михайлович Зощенко (1895-1958) — прозаик, сатирик, драматург, переводчик.

22 августа родился Леонид Пантелеев (наст. имя Алексей Иванович Еремеев) (1908-1987) — прозаик, публицист, поэт, драматург.

1. Подготовить рекомендации для родителей по ознакомлению с художественными произведениями к первому классу.

2.Организация выставки, посвящённой дню рождения писателя (привлечь родителей).

9 сентября родился Борис Владимирович Заходер (1918 — 2000) – детский писатель, поэт, переводчик.

11 сентября родился Борис Степанович Житков (1882-1938) — писатель, прозаик, педагог, путешественник, исследователь.

30 сентября родилась

Любовь Федоровна Воронкова (1906–1976) – детская писательница, журналист.

Б. В. Заходер «Серая звёздочка».

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

Л. Ф. Воронкова «Ласковое слово».

1. Консультация для родителей: «Знакомство с художественной литературой дома».

2.Подготовить выставку произведений поэтов об осени.

3.Организация выставки, посвящённой дню рождения писателя (привлечь родителей).

Родился Сергей Александрович Есенин (1895- 1925) — поэт.

15 октября родился Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.

Родился Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) – писатель, поэт.

31 октября родился Евгений Андреевич Пермяк (наст. фамилия — Виссов) (1902–1982) — писатель.

С. А. Есенин «Поэзия родной природы».

М.Ю. Лермонтов «Парус». Изготовление аппликации по мотивам стихотворения.

И. А. Бунин «Первый снег». Мини-выставка «Природа на кончике кисти».

Е.А. Пермяк «Мамина работа», развлечение «Путешествие в мир труда».

1. Оформить стенд для родителей: «Художественные произведения о хлебе».

2. Консультация для родителей: «Учим стихи дома».

3. Выставка детских работ «Белая береза под моим окном».

4.Организация выставки, посвящённой дню рождения писателя (привлечь родителей).

3 ноября родился Самуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964) — писатель, поэт, драматург, переводчик, редактор, основатель детского театра

6 ноября родился Дмитрий Мамин-Сибиряк (наст. фам. Мамин) (1852-1912) — прозаик, драматург, беллетрист-этнограф, сказочник.

11 ноября родился Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) — писатель, художник, скульптор.

30 ноября родился Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) –прозаик, актер

1. Чтение в лицах: С.Маршак «Кошкин-дом» (отрывки).

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «знакомство с литературными жанрами»

2. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

3 В. Ю.Драгунский «Денискины рассказы».

4. Е.И.Чарушин «Листопадничек» и другие рассказы.

1. Консультация «Учите детей любить книгу».

2.Выставка совместного творчества родителей и детей по мотивам «Кошкин дом».

3.Организация выставки, посвящённой дню рождения писателя (привлечь родителей).

4 декабря родился Алексей Николаевич ПЛЕЩЕЕВ (1825-1893), русский поэт, переводчик

5 декабря родился Фёдор Иванович ТЮТЧЕВ (1803-1873), русский поэт, дипломат, публицист
5 декабря родился Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820-1892), русский поэт

10 декабря родился Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821-1878), русский поэт, прозаик, литературный критик, издатель

22 декабря родился Эдуард Николаевич УСПЕНСКИЙ (1937), поэт, детский прозаик, драматург, сценарист

1. А. Н. Плещеев «Времена года»

2.Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимой» (разучивание).

3. Прослушивание отрывка А.Некрасова «Мороз-воевода в аудиозаписи.

4. Э. Н. Успенский «Любимый детский писатель» (Викторина).

1. Подобрать произведения фольклора народов мира для домашнего чтения.

2. Выставка детских работ по произведениям сказок.

3.Организация выставки, посвящённой дню рождения писателя (привлечь родителей).

Источник: http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/plan-znakomstvo-s-litieraturoi-2015-ghod-litieratury-v-rossii-starshaia-podghotovitiel-naia-ghruppa

Материал по художественной литературе на тему:
Методические рекомендации "Знакомство с книжной культурой и детской литературой".

Книга- оказывает большое воздействие на формирование личности ребенка!

«Знакомство с книжной культурой и детской литературой».

«Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности» (Е. А. Флерина)

Детская литература- это художественные, научно- художественные и научно- популярные произведения, написанные специально для детей— от дошкольного до старшего школьного возраста.

Задачи образовательной деятельности:

Четвертый год жизни.

2-я младшая группа

Пятый год жизни. Средняя группа

Шестой год жизни. Старшая группа

Седьмой год жизни. Подготовительная группа

1.Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

2.Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

1.Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.

2.Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

1.Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах ( фольклор и авторская литература) , видах (проза и поэзия) , о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).

2.Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

1.Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.

2.Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

Содержание образовательной деятельности:

Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желание их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.

Проявление интереса к слушанию литературных произведений. Самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений, воспроизведение текста по иллюстрациям.

Восприятие классических и современных поэтических произведений (лирические и юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки, басни) и прозаических текстов ( сказки, сказки- повести, рассказы);

проявление интереса к рассказам и сказкам с нравственным содержанием; понимание образности и выразительности языка литературных произведений; проявления интереса к текстам познавательного содержания (например, фрагментам детских энциклопедий).

Представления о некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, загадка; проявление интереса к текстам познавательного содержания.

Результаты образовательной деятельности:

— Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликаясь на него.

— Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.

— Самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «знакомство с литературными жанрами»

— С интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст.

— Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки.

— Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи.

— Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра, внимание к языку литературного произведения.

— Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их особенностях.

— Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям.

При освоении ребенком образовательной деятельности «Развитие речи» педагогу необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования (извлечение из ФГОС ДО) :

В игровой деятельности с целью формирования речевого взаимодействия с взрослым, воспитания нравственно — эстетического мировоззрения, бережного отношение к книге мы используем:

— сюжетно — ролевые игры: «Библиотека», «Книжная больничка», «Типография»:

— театрализованные игры: кукольный, настольный, пальчиковый и т. д.

В коммуникативной деятельности с целью уточнения этических представлений детей к книгам, воспитанию любви к книге мы проводим: — беседы: « Какие бывают книги?», «Для чего нужны умные книги?»,

« Как относиться к книгам?»

— цикл познавательных занятий: « Знакомство с книгой», «Как рождается книга?» , «Знакомство с новыми друзьями», « Я посещаю библиотеку».

В познавательно — исследовательской деятельности с целью познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги проводятся:

— просмотр познавательных видеороликов: « Как делают бумагу?»,

« Откуда пришла книга?», « Как Незнайка сочинял стихи».

дидактические игры: « Путешествие в прошлое книги»,

-экскурсия в библиотеку.

Для восприятия художественной литературы фольклора с целью помочь детям понять содержание сказки, выразительно исполнять роль используются:

-различные виды театра (теневой, пальчиковый и др.).

— рассказывание, чтение, обсуждение программных произведений разных жанров, познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

В продуктивной деятельности применяется : оригами, рисование, лепка, аппликация, по мотивам знакомых стихотворений и сказок, на тему прочитанного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; организация выставок детских работ.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд : привлекать детей к поддержанию порядка в книжном уголке, совместная работа по ремонту книг.

Конструирование : изготовление атрибутов к сюжетно — ролевой игре «Библиотека» и др. Конструктор «Лего построй свою историю», где воспитанники имеют возможность обыгрывать знакомые произведения, а так же придумывать сюжеты самостоятельно.

1.Акулова О. В. «Чтение художественной литературы» 2012г.

2.Ушакова О. С., Гаврин Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой»

3.Гурович Л. М., Береговая Л. Б. «Ребенок и книга»

Источник: http://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2017/03/17/metodicheskie-rekomendatsii-znakomstvo-s-knizhnoy

Перспективный план «Знакомство с художественной литературой» для детей подготовительной группы

Никулина Людмила
Перспективный план «Знакомство с художественной литературой» для детей подготовительной группы

Задачи: Рассказать детям о великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям запомнить стихотворения и упражнять в выразительном чтении произведений с помощью разных приёмов.

Занятия Совместная деятельность

1. Рассказ воспитателя о А. С. Пушкине.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.

3. Интересно ли слушать рассказы о животных?

4. Заучивание стихотворений Д. Хармса по выбору детей («Удивительная кошка», «Очень страшная история», «Что это было?»)

1. Чтение знакомых сказок А. С. Пушкина. Чтение сказок Андерсена.

2. Чтение детям стихотворений об осени (по выбору воспитателя). Чтение стихотворений Д. Хармса.

3. Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»

4. Расскажем стихи руками.

5. Заучивание стихотворений об осени.

Занятия. Совместная деятельность.

1. «Что за прелесть эти сказки!»

2. Заучивание наизусть стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».

3. Сказки А. С. Пушкина.

4. В этот вечер у нас в гостях. 1. Чтение рус. нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс — ясный сокол», «Василиса Прекрасная».

2. Чтение стихотворений о поздней осени: А. Фета, И. Бунина, Я. Акима и др.

3. Чтение рассказов о жизни и повадках различных птиц: К. Снегирёв «Про пингвинов», В. Вересаев «Братишка», В. Бианки «Подкидыш», Н. Романова «Умная ворона».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «знакомство с литературными жанрами»

4. Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города».

Задачи: Помочь детям вспомнить название и содержание знакомых им произведений писателя, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадоваться встречи со знакомыми героями и книгами. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихи на зимнюю тематику.

Занятия. Совместная деятельность.

1. Беседа «Зачем нужны стихи».

2. Знакомимся с новыми стихотворениями. Заучиваем понравившиеся.

3. Сказки и повести К. Паустовского.

4. В этот вечер у нас в гостях. 1. Чтение произведений К. Паустовского «Тёплый хлеб», «Квакша», «Дремучий медведь».

2. Чтение сказок Э. Топелиуса «Три ржаных колоска»

3. Чтение стихотворений о зиме Н. Никитина, П. Соловьева, С. Есенина и др.

4. Чтение в лицах «Песни воли», С. Маршака «Драматизация сказки», Д. Хармса «Лиса и заяц».

5. Чтение детям колядок — обрядовых песен русского народа, стихотворение «Коляда» В. Брюсова.

Задачи: Закрепить знания детьми структуры сказок. Рассмотреть разные издания сказок, познакомить с художниками — иллюстраторами. Помочь детям разобраться, почему сказку Л. Ремизова «Хлебный голос» называют мудрой сказкой. Повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми. Совершенствовать память, дикцию. Способствовать развитию связной речи детей.

Занятия. Совместная деятельность.

1. Беседа «Знаем ли мы сказки».

2. Саша Чёрный и его поэзия.

3. Мой любимый весёлый рассказ.

4. Час загадок, скороговорок и считалок. 1. Чтение новогодних сказок: «Двенадцать месяцев», сказки Н. Телешова «Крупеничка», и русской народной сказки «Рифмы».

2. Чтение стихотворений о зиме: С. Есенина, М. Пожарова и др. Чтение стихотворений С. Чёрного «Волшебник», «Перед сном», «На коньках», «Жеребёнок» и др. Чтение произведений С. Маршака «Почта», «Пудель», «Багаж».

3. Неделя весёлого рассказа. Чтение произведений Н. Носова, В. Драгунского, Л. Пантелеева.

4. Чтение глав из книги Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим».

Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками «Сивка-бурка» в обработке М. Булатова, «Никита-Кожемяка» из сборника А. Афанасьева. Помочь детям вспомнить знакомые сказки X. К. Андерсена, познакомить с новыми сказками. Упражнять детей в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи.

Занятия Совместная деятельность

1. Великий Сказочник X. К. Андерсен.

2. Знакомство со стихами Р. Сефа, Ю. Тувима, М. Карема.

3. Любимые толстые книжки.

4. Инсценирование «Сказки о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа. 1. Чтение детям «докучных сказок» («Сивка-бурка», «Никита-Кожемяка»). Чтение сказок X. К. Андерсена.

2. Чтение стихотворений Р. Софа «Приятель», «Совет», «Апчхи!», «Бесконечные стихи», «Враньё», «Чудо», «Лиловое стихотворение». Чтение и инсценировка произведений Ю. Тувима «Азбука», «Письмо к детям по очень важному делу», «Про пана Турлялинского». Чтение стихотворений А. Милна: «Баллада о королевском бутерброде», «Непослушная мама», «Воспаление хитрости», «Мы с Пухом».

3. Чтение рассказов Б. Житкова, А. Раскина, А. К. Вестли, М. Гриппе.

4. Чтение глав из книги О. Пройслера «Маленькая Баба Яга».

Задачи: Познакомить детей с писателем Д. Маминым-Сибиряком и его сказками. Помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых им произведений писателя, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадовать встрече со знакомыми героями и книгами. Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг. Развивать интерес к театрализованной деятельности.

Занятия Совместная деятельность

1. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

2. Знакомство со стихами Е. Благининой, Э. Успенского, В. Берестова, Э. Мошковской.

3. Инсценирование сказки Г. Сапгира «Смеянцы».

4. Рассказы о животных. 1. Чтение сказок Д. Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост», «Серая шейка», «Зелёная волна».

2. Чтение стихов, посвященных весне, мамам и бабушкам. 3. Чтение детям рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко». Чтение глав из повести Э. Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни».

3. Чтение глав из книги А. Милна «Вини-Пух и все-все-все».

Задачи: Уточнить и систематизировать имеющиеся у дошкольников представления о великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям вспомнить сказки Пушкина, познакомить детей с новыми произведениями поэта. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации.

Занятия Совместная деятельность

1. Сказки А. С. Пушкина. 2. Выставка знакомых и любимых книг.

2. Знакомство со стихами П. Левина, К. Чуковского, И. Бунина, Д. Ривза.

3. Театр открывается — инсценировка сказки «Аленький цветочек». 1. Чтение книги А. Н. Толстого «Сорочьи сказки». Чтение сказок И. Соколова-Микитова («Соль земли», «Листопадничек»)

2. Чтение стихотворений о весне.

3. Чтение произведений М. Зощенко. Чтение рассказов о животных и птицах (С. Романовский, Б. Бианки, Е. Носов).

4. Чтение глав из книги Э. Хогарт «Мафин и его весёлые

«Детство с Пушкиным». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) Тема: «Детство с Пушкиным». (25-29 мая 2015 года). ПримечаниеЗДЕСЬ37 неделя. 1-36 недели. ПЛАНЫ Коммуникация. Заучивание. А. С. Пушкин.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе (весна) Международный женский день(4 неделя февраля – 1 неделя марта) 45 25.02.14 Составление детьми описательных рассказов Помочь детям уяснить.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-znakomstvo-s-hudozhestvenoi-literaturoi-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.