Цветное путешествие или как цвет влияет на ребенка!

Цветное путешествие, или как цвет влияет на ребенка!

Все мы с детства хорошо помним одну истину — каждый охотник желает знать, где сидит фазан. В свое время она помогала нам рисовать радугу. Позже мы узнали, что красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой и фиолетовый — это не просто цвета радуги, а семь основных цветов спектра солнечного света. Эту великолепную семерку открыл английский ученый Исаак Ньютон.

Физика говорит нам, что цвета — это всего лишь излучения, имеющие волны различной длины. Сами по себе световые волны цвета не имеют, он возникает при восприятии их глазом человека. Однако для человека цвета — это эмоции, это способ общения, это возможность лучше понять друг друга. Недаром ведь есть понятие «цветовая коммуникация».

Существует даже специальная диагностика, позволяющая с помощью цвета измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Ее разработал швейцарский психолог Макс Люшер. В тесте человеку предлагается по очерёдности выстроить цвета в зависимости от его личных пристрастий. На основании этого делается заключение о душевном состоянии человека.

Каждый цвет имеет свою специфику восприятия, эмоциональную характеристику и даже воздействие на организм человека.

Красный цвет — самый сильный. Как показывают исследования, именно ему отдают предпочтение дети. Это у нас красный цвет может ассоциироваться с вызовом, даже агрессией, а для ребенка это цвет активности, уверенности, праздника.

По Люшеру, красный цвет выбирают сильные, смелые, предприимчивые и энергичные личности. Однако не стоит перебарщивать и окружать ребенка красным цветом со всех сторон. В больших дозах он способен утомить любого.

Другое дело — оранжевый цвет. Он тоже теплый и стимулирующий, но менее напористый.

Оранжевый цвет можно назвать цветом хорошего настроения. Он самый веселый. Помните песенку, в которой оранжевое море, оранжевая мама и вообще все-все вокруг оранжевое? Оранжевый — открытый, дружелюбный, эмоциональный. Пастельные оттенки оранжевого снимают напряжение.

Желтый — цвет солнца, а значит тепла и оптимизма. Желтый цвет предпочитают мечтательные натуры, фантазеры и сказочники, а также люди очень отзывчивые. Он благотворно влияет на концентрацию внимания и память.

Зеленый — цвет юности, роста, новизны. Зеленый успокаивает, расслабляет и благотворно влияет на зрение. Его часто предпочитают уравновешенные, но настойчивые, целеустремленные люди.

Голубой — цвет неба, полета, мечты. Оказывает умиротворяющее воздействие. Среди взрослых пользуется особым уважением. Часто используется в интерьерах и одежде, как свежий, гармоничный и расслабляющий.

Цветное путешествие или как цвет влияет на ребенка!

Синий цвет — цвет постоянства, доверия, истины и глубины. Успокаивает и умиротворяет. Олицетворяет собой покой, гармонию, новизну.

Фиолетовый — цвет сложный, насыщенный, мистический. По сути, охлажденный красный, от этого в нем присутствует нотка печали.

Взрослый человек воспринимает тот или иной цвет под воздействием различных факторов. На его восприятии сказывается индивидуальная физиология глаз, состояние нервной системы, традиции, привычки, мода, ассоциации и даже настроение. Восприятие цвета ребенком несколько иное.

Ребенок воспринимает цвет буквальнее и чётче. Он формирует отношение к цвету, опираясь на личные ощущения, точнее говоря, физиологические факторы.

Помните, как в детстве трава была зеленее, а небо ярче? Почему так? Этому можно найти разные объяснения.

Позвольте своему ребенку самому выбрать, те цвета, которые ему по душе.

Одной из важнейших ступеней развития ребенка является сенсорное развитие. Это развитие восприятия, совершенствование деятельности органов чувств, формирование представлений о внешних свойствах предметов (цвете, форме, величине, вкусе и т. п.). Сенсорное развитие особенно значимо для ребенка дошкольного возраста. Оно помогает малышу сформировать представления об окружающем мире, сказывается на его способностях к обучению и творчеству.

Без правильного восприятия цвета, формы, величины, положения предмета в пространстве успешное изучение многих дисциплин просто невозможно.

В возрасте двух-трех лет у ребенка начинают складываться представления о свойствах предметов (цвете, форме, величине). Задача родителей сделать так, чтобы эти впечатления были богатыми, разнообразными.

Следует обратить внимание, что знакомство с голубым цветом лучше отложить на некоторый период. Маленькие дети часто путают голубой с синим, он сложноват для их восприятия. Чтобы ребенку было интереснее учиться, во время прогулки по улице, похода в зоопарк или музей обращайте его внимание на цвета предметов, которые вас окружают. Придя домой, попросите его нарисовать тот или иной предмет, который вы сегодня видели или просто сравнить его по цвету с предметами, которые есть у вас дома.

Рисование очень способствует развитию чувства цвета. К тому же это очень приятное занятие. Научите ребенка с помощью красок самостоятельно получать оттенки. Для него это может стать увлекательным, почти волшебным занятием. Отдельным приключением станет рисование красками 3 в 1. Изначально эти краски как восковой мелок, рисуют мягко и ярко. Однако если нарисовать линию и потереть ее пальчиком — получите эффект пастели, а если провести по ней смоченной кисточкой будет настоящая акварель.

Цветное путешествие или как цвет влияет на ребенка!

Если малышу больше нравится лепить, чем рисовать, то с современными товарами для детского творчества и развития получить цвет путем смешивания двух других можно со специальной массой для лепки или шариковым пластилином. При этом ребенок может одновременно заниматься и с цветом, и с формой.

Источник: http://rb7.ru/lady/baby/101620

Основы развития восприятия цвета детьми

Цвет влияет на настроение и самочувствие человека, он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски и грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему (зеленый, синий, голубой) другие, наоборот, раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, желтый цвета). Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.

ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ

В процессе усвоения опыта предшествующих поколений за многими предметами в нашем сознании закреплен определенный цвет – предметный, или собственный (трава — зеленая, апельсин – оранжевый, лимон – желтый и т.д.). Но обычно в жизни чистых локальных цветов не так много, цвета в природе обусловлены окружающим (влияние света, освещенности солнцем, перспективы, соседство «крашеных» предметов, поверхностей и т.д.).

На Руси красный цвет считался признаком красоты, и все, что было связано с понятием «красивый», называлось красным: красное крыльцо, красный угол, красна-девица и т.д. Белый наряд невесты – символ веры и чистоты.

Символика цвета рождалась и умирала, но в наши дни она сохранилась в искусстве, поговорках, крылатых выражениях: тоска зеленая, скука серая, дела черные, радость светлая и др.

Восприятие цвета (а человеческий глаз способен отличить до 300 оттенков) может быть одним из счастливых качеств, которыми природа наделила человека. Однако проявиться эта способность может лишь при условии развития восприятия человека в разнообразной деятельности.

Исследователями-физиками было установлено, что лучи солнечного света разлагаются на цветные лучи, среди которых выделяются семь главных цветов, называемых спектром. Но в природе существуют еще и другие цвета: белый, черный и серый.

А указывают исследователи (Л. Рихтер, С.С. Алексеев), в науке о цвете (цветоведении) белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (не цветными), все же остальные цвета – хроматическими (цветными). Эти термины были предложены в 1922 г. Американской комиссией по колориметрии с целью установления единообразной терминологии в учении о цветах.

В противоположность ахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона, хроматические цвета различаются степенью цветности. У одних спектральных цветов цветовой фон выражен очень резко, у других едва заметно. Мы имеем возможность сравнить такую качественную характеристику цвета, как насыщенность. Насыщенность – называется степень цвета от равного ему по светлоте ахроматического.

Цветное путешествие или как цвет влияет на ребенка!

Итак, один цвет отличается от другого по трем признакам – светлоте, цветовому тону и насыщенности. Н.Н. Волков эти признаки называет основными или собственными качествами цвета, в отличие от «несобственных» ассоциативных, приобретаемых цветом при воздействии на зрителя.

Известно, что на расстоянии цвет изменяется. Один и тот же цвет при дневном свете кажется другим при электрическом, свечном и других источниках освещения.

Говоря о собственных качествах цвета (светлота, цветовой тон, насыщенность), мы раскрываем их эмоциональную направленность, вызывая рождение новых «несобственных» качеств цвета.

Так, цветоведы вынуждены были принять деление всех цветов по цветовому тону на теплые и холодные. По мнению В. Бецольда, к холодным следует причислить также чисто-белый и средний серые цвета.

Связь деления цветов на теплые и холодные с эмоциональным опытом несомненна. Холодная гамма усиливает впечатления меланхолической успокоенности, а теплая – впечатление жизни, активности, радости, драматизма.

Меняющийся в ходе истории предметный, эмоциональный и, в частности, эстетический опыт людей создал чувство красоты, но этот опыт часто бывает скрыт и сложен, а его отголоски в «блеске красоты» так отдалены, что и сама красота кажется чем-то совершенно простым, присущим цвету и краскам самим по себе. Красоту красок, их сочетаний художник находит «по чувству», интуитивно, чаще всего не умея объяснить свой выбор, но чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо развивать.

Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в рисунках, аппликациях способствуют развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в свое время писал еще чешский педагог Я.А. Коменский.

Интерес к цвету, по мнению Я.А. Коменского, формируется у детей постепенно и должен строится с учетом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета.

Известный немецкий педагог 19 в. Ф. Фребель отмечал, что ребенка привлекает не просто все яркое и пестрое (оно не доставляет ему удовольствия), «доставляет же его выражение, нахождение внутренней связи, силы одухотворить все это…»

Таким образом, мы видим, что, по мнению Ф. Фребеля, ребенка не столько привлекает внешняя сторона цветов, сколько их соединение, соотношение. И далее он подчеркивал, что для того, чтобы ребенок понял это соотношение цветов, взрослый должен помочь ему.

Он также рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка, и считал необходимым предоставлять детям самим выбирать ту или иную краску. Для этого необходимо учитывать:

Цветное путешествие или как цвет влияет на ребенка!

— во-первых, рассматривать цвет самостоятельно, независимо от формы предмета. Цвет следует изобразить ради его самого;

— во-вторых (Ф.Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов), называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.), затем цвета по их внутренней силе (светлый, яркий, темный и т.д.) и в конце – отдельные цвета;

— в-третьих, он считал, что с красками необходимо знакомить детей постепенно. Переходить к работе с новым цветом не следует, пока не освоен ранее предложенный цвет, так как с каждой краской надо обходиться особенно.

Ф.Фребель рекомендовал вначале учить детей работать с красками основных цветов и оттенков. Общение ребенка с цветом «…делает образ мыслей и вообще человека благороднее, оживляет чувство к природе и жизнь в ней».

Цвет является важным признаком предмета и при создании изображения в рисунке выступает одним из главных средств выразительности. Развитое зрительное эстетическое восприятие предполагает хорошо сформированное у детей умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний. Это умение, несомненно, играет существенную роль в детском изобразительном творчестве.

Е.А. Флерина отмечала необходимость использовать приемов контраста в восприятии ребенка, в различении ими цвета. Педагог при обучении обязательно должен учитывать эмоциональных характер цветового решения, так как цвет выступает для ребенка средством выражения его эмоционального состояния. При правильном руководстве изобразительной деятельностью отношение ребенка в старшем дошкольном возрасте к цвету меняется. Возникает стремление к цветовому соответствию изображения реального предмета.

Педагоги и психологи отмечают в применении цвета детьми тенденции. Одна из них – отражение реального цвета объекта. Другая – произвольное использование цвета, когда последний выступает в роли средства, выражающего отношение, или для украшения. Эта тенденция является связующим звеном между представлениями о цвете, чувством цвета, с одной стороны, и творческим мышлением, воображением, системой оценок – с другой.

В работе по сенсорному воспитанию и формированию чувства цвета у детей было обнаружено, что малыши не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут весь рисунок нарисовать одним цветом. Объясняется это тем, что ребенка привлекает в первую очередь форма предмета, стремление передать ее в рисунке, но не цвет. В качестве одного из важных условий формирования чувства прекрасного важна роль взрослого, педагога.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/13/osnovy-razvitiya-vospriyatiya-tsveta-detmi

Восприятие цвета ребёнком: насыщаем зиму яркими красками

Восприятие — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Восприятие — это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Цветное путешествие или как цвет влияет на ребенка!

Восприятие — совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, ароматное, круглое, румяное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.

Воспринимая что-либо, человек имеет в виду знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.

Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, должно быть известно слово, обозначающее этот предмет. Так слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает.

Современная психология рассматривает восприятие не как процесс одновременного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга. Восприятие — это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием (А.В.Запорожец). Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету.

По мнению З.М.Богуславской, эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятии ребенком незнакомых предметов. Огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму, если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно.

Исключив «конфликтность» в предложенном детям — дошкольникам задании (или форма или цвет), С.Н.Шабалин показал, что уже дети младшего дошкольного возраста совершенно правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно.

В предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову. Однако, у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что подтверждается легким опредмечиванием любой новой, незнакомой ребенку формы. Так трех, четырехлетние дети, треугольник называют крышей, прямоугольник — окном; пяти, шестилетние дети могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом. Они говорят, что круг похож на колесо, кубик на кусок мыла, а цилиндр — как будто стакан.

Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах. Они говорят, что дверь — это прямоугольник, колпак лампы — шар. Так форма становится «видимой», она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом.

Практик дошкольной педагогики, Наталья Валентиновна Нищева, говорит о том, что с первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определённой последовательности.

Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

Первое знакомство с красками — значительное событие в жизни ребенка. Сам вид красочных пятен, появляющихся на листочке, кажется чудом. Малыш увлекается, пробуя все цвета подряд, и не замечает, что его рисунок не изображает … ничего. Некоторые взрослые в шутку называют такие рисунки абстрактными.

Цветное путешествие или как цвет влияет на ребенка!

В области восприятия цвета эталонами служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный).

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов — оттенок. Хроматические цвета делятся на две группы — теплых и холодных тонов. Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность — степень ее чистоты.

Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение героев своих рисунков. Обычно дети используют яркую окраску, которая делает рисунок привлекательным.

Важную смысловую функцию несет окраска фона — она способствует передаче настроения, чувств маленького художника.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут:

· Постепенно вводить цветовые сочетания, начинать лучше с черно — белой гаммы (со временем ребенку самому захочется внести туда какой-нибудь контрастный цвет);

· Использовать сочетания ярких цветов, стараться, чтобы цвета были разные по тону;

· Сочетать яркие цвета, чтобы добиться цветовой гармонии. Выбор предпочтительного цвета определяется характером ребенка, зависит также от социального фактора.

Экспериментальное изучение цветовых предпочтений детей дошкольного возраста началось в XIX веке и первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К.В. Бардина приводятся результаты этих работ, и делается вывод об отсутствии какой — либо закономерности в цветовых предпочтениях детей: «…вообще не существует определенного порядка предпочтения цветов». [3,249] Мы не можем согласиться с таким выводом.

Экспериментальными работами по цветовым предпочтениям детей занимались следующие зарубежные авторы: У.Ю.Уффельман , У.А.Бине ,М.Шинн, У.А.Габбини ,Р.Мардсен , Ч.Майерс, Е.Вули, В.П.Бражас ,В.Прейер ,К.Валентайн, Р.Степлз, Базыма Б.А., Бардин К.В, Мухина В.С.

Р.Франсе в «Психологии эстетики», а также М.Сент — Джордж и В.Уолтон [58,39] делают вывод о «врожденности цветовых предпочтений детей». По данным зарубежных исследователей, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.

Цветное путешествие или как цвет влияет на ребенка!

Несмотря на различия методологических подходов и методик исследования тенденция предпочтения детьми ярких и светлых стимулов проявляет себя постоянно [2,стр.122].

От того, как грамотно педагог спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка будет зависеть и результат. Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в рисунке ребенка приходят с опытом, который в значительной мере приобретается в процессе обучения.

Воздействие ярких цветов не раздражает малышей, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.

Основатель Вальдорфской школы педагогики Рудольф Штейнер советовал воспитателям использовать красный цвет для успокоения ребенка 3 — 4 лет [2,стр.123].

Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится — не нравится», «красиво — не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов.

Цвета можно сравнивать с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития, и по аналогии с явлениями авитаминоза. Имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно — психической деятельности ребенка [2,стр123].

Дошкольник, по мнению Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.

Таким образом, путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

Даже такой краткий обзор говорит о значении цвета в детских работах и позволяет судить, как важен и сложен мир цвета. Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка.

Источник: http://studbooks.net/2048443/pedagogika/osobennosti_vospriyatiya_tsveta_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.